Теории и концепции компьютерной коммуникации (Интернет): теория критической массы, теория социального присутствия и информационной насыщенности, теория социальных сетей, теория социального влияния.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

При изучении Интернета как нового СМК, используют концепции, возникшие при изучении коммуникации в малых группах и используются для изучения масс-медиа. Они связаны с природой Интернета и сосредоточены на его аудитории.

Концептуальная теория критической массы была заимствована у экономистов, физиков, социологов. С ее помощью исследователи пытались понять, какой размер должна иметь аудитория, чтобы новую технологию считать состоявшейся, и какой характер должны иметь коллективные действия по использованию электронных медиа. Всякое средство коммуникации признается массовым, если число его адептов достигает критического уровня, а именно когда новацию принимают 10—20% населения. Преодолев этот порог, она распространяется по всей социальной системе. Т.к. Интернет включает целый ряд коммуникационных служб, концепцию критической массы на Интернете можно рассматривать как переменную величину: для одних служб, чтобы считать их состоявшимися, необходимо меньше пользователей, чем для других.

Теории социального присутствия и информационной насыщенности позволяют объяснить межличностное влияние. Теория социального присутствия выясняет дифференциальные свойства различных средств коммуникации, присущих данной технологии. Нарпимер, у компьютерной коммуникации из-за отсутствия визуальных сигналов, необходимых для формирования социального контекста, (выражение лица, поза, одежда, индикаторы положения в обществе и т.п.), крайне низкая степень социального присутствия по сравнению с коммуникацией лицом к лицу.

Теория информационной насыщенности различает скудные и обильные медиа в зависимости от их пропускной способности или числа сигнальных систем. Согласно теории, компьютерная коммуникация – это скудный канал и годится только для простых сообщений, но он считается более эффективным, так как не нуждается ни в каких скрытых функциях и координации взаимодействия. А чтобы четко понимать двусмысленную, неоднозначную или эмоционально окрашенную информацию, лучше использовать «обильное» средство массовой коммуникации (видеоконференция, лицом к лицу).

Теория социальных сетей предполагает, что на социальное поведение и коммуникацию влияют модели взаимоотношений людей. То есть, чем прочнее социальные связи между людьми, тем активнее они общаются друг с другом, используя все доступные медиа. Теория социальных сетей утверждает, что социальная коммуникация по Интернету дополняет и расширяет традиционное социальное поведение, поэтому чем активнее люди ведут себя в сообществе, тем больше они общаются в межличностной форме, и чем теснее их контакты, тем чаще и интимнее они пользуются электронной почтой и другими медиа для общения.

Теория социального влияния описывает влияние социальных объединений на установки и поведение людей. Исследователи обнаружили, что взаимодействие в социальных сетях оказывает более сильное влияние на установки и модели поведения людей, чем более традиционные социальные факторы типа групповой принадлежности.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.