Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Социальные и технологические предпосылки возникновения и развития видов СМИ.


Журналистика – общественное явление, форма соц. активности, возникшая в силу опр.потребностей общества вследствие достижения им опр.уровня развития. Пресса – продукт, составная часть чел. цивилизации, а содержание и форма её деятельности зависит от потребностей опр.соц. системы на конкр. рубеже истории. Роль журн-ки менялась во времени и пространстве, но она всегда была средством манипулирования. По ср.с др. СИ (армия, власть, Церковь), имеет короткую биографию, пражурн.явл. появились примерно 600 лет назад. Были в античности, средневековье. И даже в глубокой древности действовали службы сбора и распр. инф. Применялись спец.средства. Истоки журналистики: мифология, поэтика, театр, ист.проза, риторика, философия и науки.  У истоков любого СМИ социальные и технологические предпосылки. Возникновение отдельных средств массовой коммуникации и образование их системы происходило в историческом процессе взаимовлияния двух факторов: социального как следствия расширения и усложнения информационных потребностей общества и научно-технического как следствия освоения новых способов передачи информации и контакта с массовой аудиторией. (Так, кинематограф не мог бы возникнуть ранее конца XIX века: для него не было аудитории, не было скопления людей в городах вследствие недостаточного развития промышленности.)

Пражурналистика до Гуттенберга: Устная: межличностное и групповое общение, ритуалы, ораторское ис-во (риторика. На протяжении вв. формир. традиции публ. полемич. заостр. страстного выражения взглядов по актуальным вопросам обществ. жизни.), глашатаи, гонцы, посланцы (объявляли о нач. войны, мире, правительственные распоряжения). Распространение ранних форм инф. – одна из технологич.предпосылок зарождения качественно нового вида чел.деят-ти. Письменная: культовое общение (ритуалы, эпитафия), рукописные книги, «газеты» древности, эпистолярное ис-во, хроники. Первые период.изд. – ежегодные «Анналы» («белые доски»). Их выставляли у дома верховного понтифика (жреца) в Риме с инф. для граждан. Сначала о календаре, потом хроники о войне, стих.бедствиях, внут. политике, погоде… Цезарь: Акта Сенатус (протокол заседания Сената) и Акта диурни попули романи (повседневные известия для граждан). Копип рассылались по городам. В Средневековье листки новостей, у венецианцев Gazetta – центр торговли и новостей, т.к. порт.

Книга печатная – новый виток развития цивилизации. Гуттенберг вместо доски применил наборный шрифт, отдельные литеры, из кот. можно сост. любой текст (главное: возможность использовать буквы несколько раз). Первая книга - Петер Шиффер, пергаментная Библия, 1469. В России «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславцева, 16 в.. Хотя сама идея печатания появилась раньше (ксилографирование – оттиск с досок), Гуттенберг знаком с книж. шедеврами Востока. Изобретение станка делает жур-ку массовой и оперативной. Появл. возможность тиражирования актуальной инф., появл.масс.чит.ауд. = появл. газеты. Потом модернизации, наборные машины… В к.17-н.18 вв. на Западе появл.проф. журналист или газетчик (девиз: оперативность и злободневность). В России – 19 в.

Виды СМИ:  Печатные (газета (1565), журнал (1665) – это уже типы): Книга как содержание сущ-ла с давних времен. Уже в 8 в. до н.э. сущ-ли целые ббк (10 тыс. книг на глиняных табличках в ящиках с «каталожной карточкой»). Мы говорим о новой форме с 1465 г.Изобретение печ.станка Гуттенберга – гораздо более значимое событие, чем создание «множащего станка». Почему сначала книга, а потом уже газета? Только при возникновении государства, устойчивом соц.развитии могло появиться периодич.изд. Журнал по конструкции подобен книге. Но всё-таки отличен + заданная периодичность. Должен всё-таки содержать новость, хоть и не такую, как газета. К времени издания первых журналов в обществе накоплены некот. фундамент. знания, сформировались опр.соц.групы, классы. Много открытий, начинают создавать общества ученых, где они могут сообщать о своих докладах. Газета не годилась, чтобы освещать их деятельность. Еще во времена Шекспира «засилье книг», «невозможно отследить всю эту чепуху» - спец. книги с аннотациями. Эти каталоги – предшественники журнала. Постепенно стало понятно, что можно отражать не только науку, но и литературу. Раньше не было, п.ч. д.б. накопиться опр.инф-я. В газете эта инф. не помещалась и от нее ждут другого. Если газету напечатать в форме журнала и наоборот, они не перестанут быть самими собой. Просто это не то, что мы ожидаем. Газета служит инф., сообщению, а журнал – комментарию, анализу – на это требуется время. Сейчас можно увидеть смешение форм: вых.еженед.газеты, журналы с млн. тиражами. Определяющий признак – характер информации: новость и основательность.

Аудиовизуальные (типы: радио (распр. как СМИ 1920-е), ТВ (1950-е)): В к.19 в. меняется скорость распр.инф., это сказывается и на развитии жур-ки.  Изобр. телеграф, фотографию, телефон (большое потрясение), звукозапись, радио.. Заклад. основы типологии, развив. жанры. Растут тиражи, ускоряется выпуск газет, телеграф на службе прессы, ротационный станок, наборный станок на линотипе и т.д. Приходит 20 в. Новый вид СМИ (1895) не только по форме, но и восприятию. В начале века радио уже исп. в армии. Но даже мысли, что это будет СМИ, не было. У нас быстро распр., п.ч. новая власть активно использовала для воздействия на массы (оперативно и мощное средство пропаганды. У Гитлера, в т.ч.). Для чтения была низкая грамотность. Но развитие радио затормозилось, п.ч. не было денег. Так, превратить это в бизнес могли только США. ТВ-сигналы появл. даже раньше радио (1884-???). Идут разработки ТВ – российскими учеными за границей. Еще неясно, для чего. Можно только сидеть в студии и говорить – «говорящая голова». Через некоторое время инженер Понятов придумал видеомагнитофон, потом появилась возможность поехать с камерой и снять – стало поянтно, что это СМИ – 1950-е гг. В США пораньше, т.к. там наши инженеры на их деньги. Радио и ТВ значительно усилили влияние на реципиента. Каждый раз с рождением нового СМИ возникает вопрос: заменит ли оно предыдущее? Ответ: нет. П.ч. у каждого сови функции и место в системе.

Электронно-сетевые (1985) (типы: инф.-поиск. системы, электронные версии, сетевые газеты и журналы, сетевое радио, сетевое ТВ): Примерно в 80-е гг. появл. новый вид. Явление в 1969 г. – первая попытка созд.сети:соед.4 университетских компа. Сильно возросла скорость распространения инф., доступность, можно воспроизвести инф-ю зарубежного издания. Вопрос: как это называть? Трудно прогнозировать будущее, п.ч. время постоянно сжимается. Переоценка СМИ как явления. Никто никого не замещал, а теперь? Возможность сделать себе собственное СМИ дает Интернет. Технологии развиваются и заставляют посмотреть по-другому на саму информацию: индивидуализация и массовизация. Во что превратились СМИ? М.б., появл. что-то новое, кот. уничтожит старые СМИ – некий гибрид, создаваемый самим реципиентом? За 400лет своей истории бумажные газеты успешно пережили появление радио ителевидения. Вступив вцифровую эпоху, теперь им придется выдержать еще один раунд борьбы.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: