Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Массовая информация как базисное понятие теории журналистики.


Понятие «массовая информация» - одно из основных в теории журналистики, более того - оно базисное. Информация – посредник между журналистом и аудиторией. Именно информация является тем основным инструментом работы, с помощью которого решаются многообразные задачи. «Перед теорией современной журналистики лежит огромный пласт проблем – стратегических, связанных в первую очередь с методологией, с новыми подходами к функционированию прессы, с локальными исследованиями текущей практики» .

 Если раньше вся теория журналистики была основана на принципах марксизма – ленинизма (утверждение советского образа жизни, управление массовым сознанием и мышлением с помощью внушения, основанного на штампах), то в теории современной журналистики наибольшее предпочтение отдается индивидуальным, новым способам воздействия на аудиторию, штампы не признаются.

Теория средств массовой информации в России базируется на осмыслении новой практики, на комплексных исследованиях жизни прессы и общества. Информация, которую предоставляет журналист обществу, должна быть востребованной. Важно определить, что понимать под термином «информация».

Вообще же  в наше время данный термин следует понимать в широком смысле слова, то есть информация – это вся совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории. То, что в журналистике обычно называют «информацией», - это всего лишь часть понятия в широком смысле, а именно – это событийная информация, то есть сведения о новых фактах. Однако СМИ никак не могут ограничивать свою работу только сообщением отдельных новостей. Необходимо не только давать аудитории факты, но и комментировать происходящее. Нельзя забывать, что событие отвечает на вопросы кто? что? где? когда? почему? что из этого следует? Ответы на эти вопросы и должны содержаться в сообщении.

Для журналистики важно, чтобы любое, пусть даже небольшое по объему, сообщение было высоко информативно, чтобы каждый из аудитории находил в тексте что-то для себя. Однако журналист должен понимать, что не вся информация может быть воспринятой, а тем более осознанной потребителем. Поэтому важно налаживать связь «текст – аудитория», при которой потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем – реальной, которая сможет воздействовать на потребителя. Это возможно при соблюдении трех правил:

1.      отображение действительности;

2.      создание текста произведения;

3.      освоение текста аудиторией.

Интересы и потребности аудитории могут расходиться. Потребителя может интересовать одно (интимная жизнь «звезд», бытовые проблемы и происшествия), а нужды жизни заставляют обращаться ее к проблемам экономического, правового плана, к закономерностям развития общества. Из этого следует, что журналист должен уметь так соединять одно с другим в своем материале, чтобы удовлетворить одновременно и потребности, и интересы аудитории. Он должен направлять внимание аудитории на более важные стороны жизни общества, чем мелкие бытовые разборки или нечто подобное.

Рассмотренные выше требования относятся к прагматике – первому аспекту к адекватности информации. Вторым аспектом является семантическая адекватность. Она предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Каким же с семантической точки зрения должен быть поток информации?

Это должна быть дескриптивная («описание») информация, представляющая аудитории все богатство окружающего – принадлежащих миру явлений, законов, событий, процессов и человеческих отношений, судеб, характеров. Опора на факты – это один из важнейших законов журналистики.

Вследствие подачи одних и тех же фактов каждым журналистом со своей точки зрения, со своей оценкой появляется прескриптивная («предписание») информация. Это информация, которая дает представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом .

Сопоставление и наложение прескриптивной и дескриптивной информаций позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию, выявившейся закономерности или наметившейся тенденции.  Вследствие этого возникает валюативная информация («стоимость, ценность»). Оценка журналиста может быть высказана прямо, может содержаться в характере передачи материала, а может и практически отсутствовать. Однако уйти от оценочности журналист не может.

Возникает нормативная информация, которая отвечает на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Таким образом, текст журналиста с точки зрения семантико-информационного наполнения несет аудитории дескриптивную, прескриптивную, валюативную и нормированную информации. Их взаимоотношения и связь смотреть в схеме №1.

В теории творчества этот каркас как бы обрастает «мясом», живой плотью содержания и формы. Но все же важно видеть его основу.

Третьим аспектом рассмотрения информации является синтаксическая адекватность, при которой текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации.

Набор элементов текста может быть полным – S (d, p, v, n), редуцированным – S (d) (обозначения смотри в примечании к схеме №1).

Интенсивность представления элементов в тексте так же самая разнообразная: от сбалансированной S (d, p, v, n) до акцентированной S (d, d, d, p) и т. д.

Также и порядок, логика развертывания повествования могут иметь множество вариантов:  S(d, p,  v, n); S (p, d, v); S (d, v) и т. д.

Основанием для формирования той или иной структуры текста служит решение семантических и синтаксических вопросов в связи с найденным обоснованием прагматической адекватности текста.

Раскрытие сущности деятельности журналистов как массово-коммуникативной, введение таких понятий, как «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают  в руки работников журналистики знания, позволяющие работать целенаправленно, активно и результативно. Но, однако, использование этого знания злонамеренно или неверно приводит к дезинформации. Этого в журналистике допустить никак нельзя, так как цель ее деятельности – информировать, а не дезинформировать.

Это все относительно понятия «информация» вцелом, теперь рассмотрим понятие «массовая информация». Это основное звено в теории журналистики, так как вокруг него объединяются остальные составляющие структуры. Она помогает собрать вокруг себя цепочки, состоящие из категорий теории журналистики и раскрыть взаимосвязь между ними (схема №2).                                                                                                           

Принято считать, что прилагательное «массовый» несет некоторый негативный отпечаток. На самом же деле, словосочетание «массовая информация» определяет ту информацию, которая направлена на массовую аудиторию, а не на одного конкретного индивида. Понятие «массовая информация» предполагает доступность информации, присутствующей в материале журналиста, быть понятной каждому отдельно взятому человеку из той или иной группы, для которой пишет журналист. Как бы не приходилось говорить о том, что нужно распространять материалы на всю потребительскую аудиторию, не стоит забывать и того, что существуют органы массово-информационных средств, которые работают на определенный круг потребителей (медицинские, детские, технические, мужские, женские и т.д. СМИ). Однако информация и в таких СМИ не перестает быть массовой, поскольку она затрагивает интересы одной группы, на которую ориентирован коммуникационный орган.

Г. В. Лазутина в своей книге «Основы творческой деятельности журналиста» пишет, что существует два слоя массовой информации: первый – спонтанно порождают сами массы, второй – непосредственно производимый специалистами и распространяемый по каналам, специально созданными для этого.

К массовой информации она также относит и информационные накопления общества: библиотеки, фонотеки, фильмотеки - все то, что когда-нибудь может быть использовано для обогащения настоящего, готовящегося в данный момент материала.

Лазутина говорит и о том, что массовая информация существует в трех формах:

1. информация «пассивная». Это та информация, которая ждет своего времени, определенной социальной ситуации, в которой она будет актуальна;

2. форма непроизвольной активности, то есть свободное обращение информации по неструктурированным каналам, в которые она попадает от самих создателей. У такой формы информации есть способность варьироваться в зависимости от конкретной ситуации;

3. форма произвольной активности, то есть предложение информации потребителю специальными инстанциями. Такая информация попадает в общество по специальным каналам, открытым любому желающему.

Массовая информация также способна удовлетворить некоторые потребности человека, например:

1. прием и распространение сведений об общественно значимых изменениях (сюда относятся тексты, оповещающие об изменениях действительности и на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы));

2. поддержание такого состояния общества, при котором в случае необходимости реализуется их готовность к определенным действиям (материалы, дающие возможность знакомиться с нормами, знаниями и ценностями различных социальных групп);

3. поддержание и повышение степени согласованности общественных интересов (рекреативные, развлекательные материалы);

4. формирование сознания (на него влияют тексты, стимулирующие духовные искания людей);

5. самоопределение общественного мнения – реагирования общества на изменение определенных условий существования общества (тексты, знакомящие с разными точками зрения на один и тот же вопрос);

6. выработка и распространение решений, принимаемых различными институтами для побуждения общества к практическим действиям (управленческие тексты, представляющие те или иные решения институтов власти);

7. помощь членам общества в затруднительных для них ситуациях, частных или деловых .

Таким образом, видно, что функция массовой информации состоит не только в том, чтобы информировать общество, но и в том, чтобы сформировать общественное мнение, выработать некоторые жизненные принципы, оказать воздействие на принятие решений и т.д.

В другом месте своей работы Е.П.Прохоров говорит о “массовой информации” как базисном понятии, центральной категории теории журналистики, делая вывод, что “через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности”.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: