Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


СМИ Германии: истоки, этапы становления, современное состояние.


Первые еженедельные издания появились в Германии в 1609 г. – «Авизо» («Объявления») и «Реляцион». В конце 30-х гг. 17 в. издавалось уже около 30 газет, а к началу 18 в. – около 200. Многие из них выпускались представителями почтовых ведомств, ибо в их руках скапливалось большое количество информации. Тиражи в 17 в.колебались от 350 до 400 экз., гамбургские еженедельники «Педант» и «Франкфуртен журналь» выходили тиражом 1,5 тыс.экз. Первая ежедневная газета «Ляйпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г. Периодические издания отражали политическую жизнь Германии, но были уже и развлекательные издания («Цайтунг дуст унд нутц» («Газета для радости и удовольствия», 1695 г.). В 1712 г. в Гамбурге была создана и несколько десятилетий издавалась газета «Гамбургский непартийный корреспондент». В газетах публикуются объявления и экономическая информация. Некоторые газеты создаются по императорским указам: в 1763 в Кельне «Императорс-кая почтово-ведомственная газета», в 1795 г. переименованная в «Кельнскую газету».      С начала 17 в. в Германии издаются журналы, особенно много во Франкфурте-на-Майне: «Акта публика» (1621), «Театрум ойропеиум» (1634-1635), «Диариумойропеиум» (1659-1681). Это предшественники историко-политических журналов.Формировались основы специализированных литературных и научно-популярных изданий. В Нюрнберге в 1641-1649 гг. выходил женский журнал «Фрауэнциммер гешпрехсшпиле» («Женская комната – игры в разговоры»), а в Гамбурге – ежемесячник «Монатсгэшпрехе» («Ежемесячные беседы», 1663 г.). В конце 17 в. появились два научных журнала «Акта эродиторум» (1682 г. на латинском языке) и «Монатсгэшпрехе» (1688) на немецком языке.

       В 18 в. формируется в Германии такой тип изданий, как литературные газеты и журналы. В конце 18 в. появилась популярная «Всеобщая литературная газета» и художественный журнал «Атенаум», а также «Журнал люкса и моды».

       Правители Германии придавали важное значение прессе, поэтому некоторые активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать «неполноценные» нации, призывам к войне. Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Лишь разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и последующие политические преобразования позволили повернуть страну и вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ, караются законом. В период существования трех Германий – ФРГ, ГДР и Западного Берлина, средства массовой информации этих стран работали под давлением требования «холодной войны», вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии, и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения «холодной войны» и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права.

       Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в «Отчёте Федерального правительства о состоянии средств массовой информации», сегодня в Германии имеется 384 издательства, выпускающих 423 ежедневных газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз., из которых 19.2млн. абонементных газет (0.8 млн. надрегиональные, 18.4 млн. региональные) и 6.1млн. «бульварной» прессы. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»).

       Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная «Бильд-цайтунг» (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание «Бильд-цайтунг-ост» (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у «Зюддойче цайтунг» – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт «Франкфутер рундшау» – 190 тыс. экз., «Нойес дойчланд» – 80 тыс.экз., «Ди тагесцайтунг» – 60 тыс.экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной «Юнге вельт», 28 тыс.экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета«Хандельсблат» (тираж 133 тыс.).       Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует «Ди цайт» (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: «Байерн-курир» (157 тыс.), «Райнишер Меркур» (108 тыс.), восточная «Вохенпост» (103 тыс.), «Ди вохе» (108 тыс.), «Дойчес альгемайне зонтагсблатт» (80 тыс.).

       Уже несколько лет Германия переживает журнальный «бум». Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и «Грунер унд Яр». По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника «Фокус» ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже «Шпигель» (2.2 %), «Штерн» (3.1%), «Бунте» (3.8%), «Нойе ревю» (19.9%).

       На рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.

       Крупнейшими информационными магнатами являются владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Годовой оборот концерна Бертельсмана составляет 18,5 млн. марок, в том числе внутри страны – 6,7 млн., за границей – 12 млн. Доходы концерна от его индустриальных отраслей составили 3 млн. марок. Концерн, как и прежде, является вторым в мире и крупнейшим в Германии.Годовой оборот концерна Шпрингера составляет 3,5 млн. марок. Он складывался из нескольких показателей. Во-первых, из доходов по распространению изданий (1,5 млн.), во-вторых, из доходов от рекламы – 1,5 млн. и из прочих. Только газетная продукция принесла концерну 2,3 млн. марок. Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: «Бильд-цайтунг», «Ди вельт», «Гамбургер абендблатт» и «Берлинер моргенпост». Главный кредитор Шпрингера – влиятельный западно-германский «Дойче банк». Концерн связан также с федеральным союзом немецкой промышленности, с концерном Круппа, с так называемой группой Флика – гигантским промышленным комплексом, который не только является крупнейшим производителем бумаги, но и занимает ведущие позиции в военной промышленности.

      Годовой оборот Бурды ГмбХ составляет 1,5 млн. марок, из них внутри страны – 1,4 млн. марок.

      У исследователей СМИ Германии интерес вызывает завоевание рынка штутгартским семейным концерном Дитера фон Хольцбринка. По данным на 1995 год он занимает пятое место. Как пишет немецкий журнал «Журналист», его стратегия заключается в том, чтобы «спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ». Основу        предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность.      Концерну Хольцбринка принадлежат 4 книжных издательства, выпускающих, в частности, беллетристику; издательства, являющиеся главными поставщиками справочной литературы (в том числе «Фишер-Ташенбухферлаг»);детские издательства (мюнхенский «Киндер ферлаг») и даже «Ровольт-ферлаг»,издающий профессиональный журнал «Журналист». Он является владельцем издательств специализированной, научной, академической и учебной литературы (ганноверское издательство «Шульбухферлаг» и хайдельбергское академическое издательство).      Дитер фон Хольцбрик владеет также издательствами за рубежом: в Нью-Йорке –это Henry Holt and Company, Farrar, Status and Girou, W.H.Freeman, Worth Publishers; в Филадельфии – Hanley and Belfus. В 1995 году после покупки 70% британской издательской группы Макмиллана годовой оборот концерна Хольцбринка составил около 3 млрд. марок.

      Не последнее место занимает концерн и в газетном бизнесе. На 100% ему принадлежит газета деловых кругов «Хандельсблатт», приносящая 20% годового дохода внутри страны. К ней структурно примыкает исследовательский аудиторско-консультационный центр «Прогноз» с отделениями в Берлине и Базеле, а также 4 издательства научно-фантастической литературы, в том числе в Нью-Йорке и Хайдельберге. У концерна 6 региональных газет. В полном владении находятся котбусская «Лаузитцеррундшау» (тираж 196 тыс.экз.), трирская «Триришер фольксфройнд» (101 тыс.экз.),

констанцкая «Зюдкурир» (144 тыс.экз.), вюрцбургская «Майн-пост». На 53% ему принадлежит «Саарбрюкер цайтунг» (тираж 195 тыс.экз.) и на 51% берлинская «Тагесшпигель». Концерн владеет двумя полиграфическими предприятиями, участвует в 5 ТРК: так, в «САТ-1 « ему принадлежит 15% , в мюнхенской АФЕ – 100%. В мае 1995 года создана группа «Нойе медиен», которой будущем будут подчинены собственные ТВ- и РВ-станции. В области мультимедиа концерн кооперируется с группой Бурды. Другие известные газетные концерны Германии – «Зюддойче ферлаг ГмбХ», «Вестдойче альгемайне цайтунг-ферлагсгезельшафт», «Анцайгенринг норд унд вестдойче цайтунген».

      О ситуации в аудиовизуальных СМИ. Главную роль в освещении предвыборной кампании, а также самих выборов играли аудиовизуальные СМИ Германии. В этой стране существует так называемая «дуальная система» теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. В 1994 г. в стране насчитывалось 35.74 млн. радио- и 31.89 млн. телеприёмников. На каждую 1000 человек приходилось 439 радио- и 392 телеприёмника.

      Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению «общественного», принятого в России. Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно- политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу, что декларируется законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении в объединённой Германии, вступившем в силу в 1992 г. Во-вторых, по большей части финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. В-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика.

      В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки. Повышение платы с 1 января 1988 года обусловлено, во-первых, началом деятельности частных теле- и радиостанций и, во-вторых, определением теленалога как основного в шкале налогов за телерадиовещание. Повышение абонементной платы (с 9 до 19 марок) произошло с 1 октября 1990 года на основе решения Совета министров.

      Согласно официальным данным, общественно-правовое ТВ и РВ, а к ним относятся АРД (Всеобщее телерадиовещание Германии), ЦДФ (Второе германское телевидение), на 80 и 60% соответственно финансируются за счёт абонементной платы, остальное они получают от рекламы. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения, одно из главных – недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00. Однако если в начале деятельности частных теле- и радиостанций эта регламентация не мешала развитию АРД и ЦДФ, то сегодня, когда конкуренция между телерадиоорганизациями усилилась, она стала основным пунктом споров даже в парламентских кругах. Воссоединение ФРГ и ГДР потребовало средств, казна не выдерживает всех расходов, в частности, на содержание общественно- правового телевидения, и уже на протяжении нескольких лет звучат голоса о необходимости изменения регламентации рекламы. В 1995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и после основного выпуска новостей.

      Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – «САТ-1», «Мюзик-бокс» и «РТЛ-плюс». Держателем лицензии «САТ-1» стало «Программгезельшафт фюр кабель-унд  саттелитенрундфунк мбХ». Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1января 1985 года – по космической связи. Видеопрограмма «Мюзик-бокс» с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. «РТЛ-плюс» готовила и транслировала свои программы из Люксембурга, программы компании принимались в Саарланде, частично в Рейнланд-Пфальце и на юго-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК «Ойрока», которая через 2 года была преобразована в развлекательную «ПРО 7».

        РТЛ-2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает «Премире», которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транслируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей: - «pay per view», когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не    оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует; - «video on demand», когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время,    которое он указывает; - интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по    телевизору.

        Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии. Кому принадлежат частные телерадиокомпании? У «САТ-1» (Сателлитен фернзен ГмбХ) 4 главных владельца. Это концерн Кирха, владеющая 43% акций, издательский дом Акселя Шпрингера (20%), группа Актуэль-Прессе-Фернзеен (20%) и группа Хольцбринка (15%). У «ПРО 7» 2 основных владельца – издатгруппа Герхарда Аккерманса (49.5%) и Томас Кирх (сын телевизионного магната Лео Кирха), владеющий 47.5%.

        Владельцев ДСФ (Дойчес шпортфернзеен ГмбХ) также четыре. Это Rete Invest Holding С.А.Берлускони (33.5%), концерн Шпрингера (24.9%), фирма Кирха «Таурус Фермёгенсфервальтунг» (24.5%), и швейцарское АО «Ринковизион» (17.1%).

        У «Н-ТВ» – 10 держателей акций. Крупнейшие из них: CNN (29%), «Time Varner» (23%), фирма «Nixdorf» (18%). К числу владельцев принадлежит La Savoienne (группа Ротшильда), правда, лишь на 3%.

        «РТЛ» на 47.9% принадлежит CLT (Compagnie Luxembourgeoise de Teledifusi- on S. A.), на 37.1% группе Фильм-унд Фернзеен ГмбХ (дочернее предприятие концерна Бертельсмана), на 10% группе «Вестдойче Альгемайне цайтунг». «Дер кабельканал ДКК Фернзеен ГмбХ» имеет 3 владельцев: по 45% им владеют «ПРО 7» и «Тефи-хандельс АО», 10% у издательской группы Георга Кофлера. «VOX» на 49.9% принадлежит концерну Мэрдока, по 24.9% делят «УФА фильм» и французский «Канал плюс». У «РТЛ-2» 6 вла-дельцев. По 33.1% акций компании принадлежит группам «Бауэр ферлаг» и «Теле Мюнхен», 24% – люксембургской телерадиокомпании «CLT». 37.5% ТРК «Премире» владеет «УФА фильм» и французский «Канал плюс», а 25% – группа «Телеклуб» (полностью принадлежащая концерну Кирха).

        Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК.

       В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА («Дойче прессе агентур»), созданное в 1949 г.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: