Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Публицистика русского зарубежья XX века.


В начале XX в. в русском зарубежье сложилась такая ситуация, которая характеризовалась концентрацией политических сил, ставшей результатом усиленного гонения инакомыслия в России.

Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов). Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.

Отдельный вид прессы - это журналистика русского зарубежья. За границей, в эмиграционных центрах постепенно возникали русскоязычные средства информации, которые отражали, в большинстве своем, позицию эмигрантов на судьбу России, на события, происходящие на родине. Сборники статей, альманахи, еженедельники, газеты и журналы наводнили печатный рынок Праги, Парижа, Берлина, Женевы, Харбина. Каждая эмигрантская группа, объединенная печатным органом, резко нападала на бывших сограждан, бросая обвинения и вопрошая: Кто виноват в том, что произошло с Россией? Что делать?

Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)

1918-1920 - гражданская война, после которой раскололось не только общество. В этот период возникает две литературы, две журналистики. Основные направления эмиграции: 1) Запад - через Прибалтику, 2) Крым, 3)Восток. Во всех этих регионах  зарубежья было много русских, создавались печатные органы.

Русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили “Голос России”, “Время”, “Руль”; в Праге - “Воля России”, “Казачий набат”; в Париже - “Бодрость”, “Россия”, “Возрождение” (П.Б.Струве)  и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета “Руль”, издаваемая И.Гессеном, А.Каминкой, В.Набоковым с 1920. В 1922 Набокова застрелили покушавшиеся на Милюкова видные деятели русской фашистской печати. Идеи русского фашизма сложились в эмиграции: газета “Нация” (Вонсянский (?) - редактор, идеолог русского фашизма, эмигрировал на Восток).

“Руль” - ежедневная газета на четырех страницах, с 1923 выходит иллюстрированное приложение “Наш мир”.

Долгие годы “Рулю” сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой “Крестьянская Россия”. Газета, во главе которой стал бывший эсер А.Аргунов, пыталась вести себя как герценовский “Колокол”. Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 вышел последний номер газеты “Руль”.

Очень популярной была газета Александра Федоровича Керенского  “Дни” (с 1922, Берлин). С осени 1925 газета издается в Париже. Программа газеты была заявлена с первого номера: не связана ни с какой партией, “возрождение России” и “вера в ее светлое будущее”. Девиз: “Весь наш пафос в свободе, вся наша вера - в народ”. Большевистская пресса в СССР нападала на “Дни”, так как в СССР очень внимательно следили за зарубежной печатью. Главный специалист по нападкам не зарубежную печать - Михаил Кольцов, у которого была своя рубрика в “Правде”. Нападки были и со стороны представителей русского зарубежья. В эмиграции были различные взгляды на пути спасения России от большевиков. Газета “Возрождение” считала, что надо собирать белую армию и идти в поход. Точка зрения газеты Милюкова “Последние новости” - преображение власти в России в демократическую сторону уже стало проявляться (1921 - нэп, на какое-то время была объявлена свобода печати, 1922 - Кронштадтский мятеж). “Дни” ставили своей задачей показать борьбу в стране между большевиками и массами. Постоянные рубрики: “Русская жизнь”, “Россия”, “Эмигрантская жизнь”. Публицистика: Керенский, М.Алданов, Бальмонт, Бердяев, А.Белый - часто выступал, Ходасевич, Гарин-Михайловский, Мережковский и Гиппиус, Л.Шестов, Питирим Сорокин (первый русский социолог), Розанов, Екатерина Кускова. 29 июня 1928 в газете Струве “Возрождение” было напечатано объявление о прекращении издания “Дней” и о начале издания еженедельника с попыткой проникновения в Россиию. Но это была неудачная попытка.

В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к “Последним новостям”, сохранявшим свое умеренное направление. Редактор - П.Милюков. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России.

Среди публицистов газеты: Е.Кускова, Марк Алданов. Алданов посвятил серию статей раскрытию гибели немецкого посла в Советской России в 1918,  они были опубликованы в четырех номерах “Последних новостей” в четырех номерах “Последних новостей” в январе 1936 под общим заголовком “Убийство графа Мирбаха”.

Позиция изданий социалистических партий и в 30-е оставалась резко отрицательной к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская “Заря”, эсеровские “Знамя борьбы” и “Революционная Россия”, “Бюллетень оппозиции” Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти.

В феврале 1929 Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер “Бюллетеня оппозиции”. Троцкий был не только главным редактором, но  и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов “Бюллетеня” принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек “Бюллетеня”. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников.

В истории “Бюллетеня оппозиции” просматриваются несколько периодов: 1929 - 1933/34 - до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР; 1933/34 - 1939 (до начала войны); третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.

Главные темы первых двух этапов6 борьба за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивая попытка Троцкого создать альтернативный 3-му 4-ый Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к “политической революции” в СССР, устранению Сталина. Ведущее место занимала также тема страстной неприязни Троцкого к Сталину.

Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, его постоянной рубрики “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х не оставляло сомнений в том, что в  СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.

“Социалистический вестник” Юлия Осиповича Мартова. 1921 - процесс над правыми эсерами. Газета Мартова придала этому процессу общественный резонанс. Мартов поднял на защиту правых эсеров М.Горького и А.Франса.

Печать Китая: Русская эмиграция в Китае занимает особое место. Около 100 тысяч русских в Маньчжурии, Харбине. Издавались многочисленные русские газеты и журналы (около 200). Начиная с 1917 - более 170 наименований периодики в Китае. Тематика охватывала все стороны жизни русской диаспоры в Китае. “Вестник Маньчжурии” - экономика, финансы. “Русская жизнь” (1930) - общественно-культурная газета, “Иммигрант” - о вопросах искусства (Харбин, 1930).

Большая часть казаков эмигрировала в Китай (“банда” Семенова, казачьего атамана). У них была своя казачья печать: около 8 журналов: “Атаманский клич”, “Зов казака”, “Россия”, “Казачество”, “Енисейские казаки”. Писали о быте, культуре, проблемах диаспоры казаков в Китае.

Фашистская печать в Китае: В течение 5 лет - довольно долго - выходил журнал “Наш путь” - орган Российского фашистского движения. Журнал “Фашист”. После закрытия этих журналов эстафету идей русского фашизма принял толстый журнал “Нация” (1935-194…) под редакцией Константинова - орган Верховного Совета Всероссийской фашистской партии.

“Младоросы” (Бердяев входил) издавали в Китае журналы “Наша правда”, “Новый путь”.

 Определенным фактором в жизни и Китае была другая религия, культурные и духовные ориентиры, быт другой. Русская интеллигенция чувствовала себя обособленно, не могла раствориться в китайской культуре. Поэтому в Китае появилась Русская православная церковь. РПЦ издавала свой журнал “Вестник Воскресения” (издавался Комитетом имени патриарха Тихона помощи голодающим Поволжья). Много журналов, которые решали проблемы педагогики: Союз русских учителей в Китае издавал “Вопросы школьной жизни” (1925-26) под редакцией Стрелкова, “Олимпиец” (Минков) - о вопросах физкультуры и спорта.

Издания, посвященные культуре  и истории Китая: журнал “Известия общества изучения Маньчжурского края” (1922-24), журнал “Китай”, журнал “Восток” (в Шанхае).

Особое место занимал журнал “Рубеж” (с 1927, под ред. Михаила Рокотова). Издавался до 1946 в Харбине. Это был “журнал для всех”. Выходил за пределы Китая, распространялся даже на Дальнем Востоке. Иллюстрированный литературно-художественный журнал. Аполитичный, на его страницах печатались материалы от монархистов до анархистов и меньшевиков. Построен был таким образом, что учитывал интересы всех читателей, их уровень образования, социальное положение. Много внимания уделял литературной жизни России (Маяковский, Есенин, статьи о поэзии Баратынского, о Врубеле).

Журналы “Парус”, “Врата”, “Понедельник” (1930, Шанхай). “Понедельник” - в основном о Востоке. Частые авторы - русские литераторы: Вс.Иванов, Михаил Щербаков и др.

“Парус” - тоже литературно-художественный журнал, изучение Востока.

Ещё в ноябре 1920 года в Париже вышел первый номер “толстого” журнала «Современные записки», которому было суждено стать самым значительным литературным изданием первой волны русской эмиграции. Основанный при деятельном участии А.Ф. Керенского журналистами и публицистами эсеровских взглядов, он должен был способствовать уяснению причин “катастрофы и крушения русской демократии”. Но при этом создатели не собирались ограничиваться политическими дискуссиями. (Набоков)

После мировых катаклизмов 1940-х годов в Париже стал выходить новый журнал русских изгнанников — «Возрождение». Несмотря на скромный подзаголовок — «Литературно-политические тетради» — и объём, не позволяющий претендовать на звание “толстого”, журнал этот быстро приобрёл известность в русском мире.

Ещё один журнал, сыгравший немалую роль в общественно-политической и культурной жизни не только Русского Зарубежья, но и тогдашнего СССР, стал выходить в июле 1946 года в лагере для перемещённых лиц в Менхегофе (Германия). «Грани»... В советское время это издание неизменно представлялось как орган, финансируемый ЦРУ и другими западными спецслужбами. Действительно, по признанию руководителей Народно-трудового союза (НТС), издававших «Грани», они не существовали в безвоздушном пространстве. Авторами «Граней», наряду со “вторыми” эмигрантами Борисом Ширяевым, Сергеем Максимовым, Леонидом Ржевским и литературными патриархами — Буниным, Ремизовым, Зайцевым, а также Тэффи, были Иосиф Бродский, Владимир Войнович, Александр Галич, Наум Коржавин, Александр Солженицын. Печатался в «Гранях» и будущий главный редактор журнала «Континент» Владимир Максимов...

Предыдущие материалы: Следующие материалы: