ПУБЛИЦИСТИКА А.Н. РАДИЩЕВА

Тренажер "Журналист" - в игровой форме развивает речевые навыки, увеличивает словарный запас и улучшает способности к работе с текстами.

Узнать детали


Наиболее крупным среди публицистов в России конца XVIII в. был Александр Николаевич Радищев. Он вошел в историю русской просветительской философской мысли как решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он познакомился с идеями западных философов. Вернувшись в Россию в 1771 г., он активно включился в идейную борьбу, сочетая ее со службой в Сенате и литературной деятельностью.

В 1790 году, в своей домашней типографии Радищев напечатал небольшую брошюру «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего». Это письмо неизвестному адресату датировано 8 августа 1782 г. и посвящено описанию открытия в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе.

В сущности, это произведение представляет собой отчет о торжестве, сопровожденное высказываниями о роли монархов. Это сочинение является подлинно журналистским творчеством, оно «просится» на страницы журнала или газеты. Но мысли автора слишком смелы, поэтому напечатать письмо в подцензурной прессе было невозможно. Опубликовать его, причем без подписи, Радищев смог только после того, как завел домашнюю типографию.

В «Письме другу» писатель достаточно подробно повествует о церемонии. Затем Радищев описывает памятник, поясняя аллегорический характер изображения: камень – препятствия, которые приходилось преодолевать Петру I; змея символизирует недоброжелателей правителя и др. Точные и лаконичные строки отчета перебиваются рассуждениями автора. Так, отметив появление Екатерины II, прибывшей по реке во главе придворной флотилии, Радищев замечает, что народное признание заслуг Петра было бы гораздо более искренним, если бы оно не искусственно не вдохновлялось появлением императрицы.

Радищев признает заслуги Петра I, соглашается, что правитель достоин звания «Великий». Однако, писатель видел в правлении Петра и отрицательные моменты: властный самодержец закрепостил свой народ, сделал свободу недосягаемой мечтой. По мнению Радищева, Петр мог бы еще больше прославить свое правление, если бы дал свободу русским людям.

Впрочем, Радищев понимает, что это практически невозможно: ни один государь не поступится ничем из своих самодержавных прав. Как было уже указанно выше, публицист смог опубликовать «Письмо к другу» значительно позже, только восемь лет спустя. В «Истории русской журналистики» есть интересное замечание по этому поводу: «…после взрыва Французской буржуазной революции, Радищев к заключительным строкам сделал следующее примечание: «Если бы сие было писано в 1790 году, то пример Людвига XVI дал бы сочинителю другие мысли». Иначе говоря, у государя не надо просить милости – его можно и нужно лишить престола, чтобы добиться свободы народу».

В 1789 г. в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» он опубликовал статью, которая называлась «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Журнал «Беседующий гражданин» издавался с января по декабрь этого года в Петербурге «Обществом друзей словесных наук». По вопросу о роли Радищева в этом издании существуют разные точки зрения. С одной стороны, «История русской журналистики» под редакцией профессора Западова А.В. считает, что Радищев был членом этого общества, войдя в его состав на правах старшего товарища. «Он работал в то время над «Путешествием из Петербурга в Москву», идеи и образы этой великой книги необычайно волновали его, он искал единомышленников, жаждал встреч с аудиторией, и «друзья словесных наук» внимали Радищеву с трепетом и восхищением. Вялые, длинные, нравоучительные статьи, с уклоном в сторону религиозной морали, которыми заполнялись страницы журнала, были внезапно озарены пламенным словом Радищева...».

С другой стороны, «История русской журналистики» под руководством Громовой Л.П. утверждает: «Лицо журнала все же составляли материалы религиозно-философского содержания…Вряд ли Радищев, …скептически, если не отрицательно, относившийся к церкви как опоре политического деспотизма, мог бы одобрить подобные материалы, будь он участником и идейным лидером издания». И ниже: «Таким образом, никакими прямыми свидетельствами участия Радищева в «Беседующем гражданине», не говоря уже о фактах в пользу признания его «вдохновителем журнала», мы не располагаем».

Тем ни менее, «Беседа о том, что есть сын Отечества» является выражением просветительских идей Радищева. Писатель, желая по виду сохранить манеру «Беседующего гражданина», написал не статью, а «беседу», принял жанр наставления, поучения, принятый в этом журнале.

По мнению автора, называть сыном Отечества можно не каждого. Истинный патриот должен обладать множеством нравственных качеств: честью, благонравием, скромностью, преданностью, благородством. Писатель считает, что благороден тот, кто совершает мудрые и человеколюбивые поступки, умен и добродетелен, больше всего заботится о славе и пользе Родины. Таковы качества истинного сына отечества. Их нужно развивать в себе с помощью воспитания, изучая науки, становясь просвещенным человеком. Кроме того, необходимо познавать философию и знакомиться с произведениями искусства.

В «Беседе о том, что есть сын Отечества» Радищев ставит своей задачей пробудить чувство гражданского долга, чувство патриотизма, подвести читателя к пониманию задач, поставленных нарастанием революционной волны в Европе, но не призывает открыто к революции.

В июле 1789 года Радищев приступил к публикации своего самого смелого произведения - «Путешествие из Петербурга в Москву». Первые читатели увидели в книге Радищева идеи революционного преобразования России, мысли о необходимости свержения монархической власти путём народного восстания. Однако содержание книги Радищева не исчерпывается критикой самодержавия и вообще не ограничивается социально-политической проблематикой. Как бы то ни было, отправная идея книги — просветительская. Революционные идеи в «Путешествии…» Радищева связаны не столько с французской революцией, сколько вызваны самостоятельными размышлениями Радищева над историческим развитием России.

Обычно в рассуждениях о социально-политических идеях «Путешествия…» не учитывается, что это не трактат, а произведение художественной литературы, в котором точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения героя. Во многих отношениях Путешественник является двойником автора, однако есть и существенные отличия. Путешественник крайне вспыльчив, несдержан, чувствителен. а Радищев в жизни был человеком в высшей степени сдержанным, даже скрытным. Передав своему герою свои мысли и чувства, наделив его многими чертами собственной личности, Радищев вместе с тем отделил его от себя некоторыми несовпадениями биографии и характера.

Основная тема «Путешествия…» — тема закона и беззакония. В «Софии» закон нарушают все: ямщик, незаконно требующий на водку, почтовый комиссар, не выполняющий своих обязанностей. Беззаконием занимает стряпчий из главы «Тосна», готовый сочинить любому поддельную родословную. В главе «Любани» рассматривается само понятие закон в его соотнесенности с правами человека. Оказывается, с одной стороны, существующие законы нарушают все, с другой — сами законы Российской империи являются узаконенным беззаконием с точки зрения просветительской концепции «естественного права» и «общественного договора».

Далее Радищев переходит к проблеме просвещенного монарха. Согласно теории «просвещенного абсолютизма», такая монархия равнозначна конституционной или по крайней мере монархии, ограниченной законами, основанными на «естественном праве». Во сне Путешественник видит именно такого просвещенного монарха. В этом и заключается особенность «Путешествия…» Радищева: он показал на престоле не тирана, а такого монарха, о котором мечтала вся просветительская литература. Тем сильнее звучит разоблачение беззаконий во второй части «сна»: раз подобное может твориться при «просвещенном» государе, значит не годится сам принцип монархии. Таков вывод первой композиционной части.

В «Подберезье» Радищев оспаривает идею просвещения как средства улучшения жизни, спорит с масонами о целесообразности духовно-религиозного просвещения. В главе «Новгород» доказывает, что на купечество возлагать надежды нельзя. В главе «Бронницы» Радищев опровергает надежды на «второе пришествие» Христа. В главе «Зайцово» Радищев рассказывает историю Крестьянкина, человека  честного, бескорыстного, справедливого, с внутренним согласием ума и сердца. И тем не менее Крестьянкин терпит крах. Единственное, что может сделать честный чиновник - уйти в отставку и не участвовать в беззаконии. Глава «Крестьцы» целиком посвящена проблеме воспитания, Радищев предлагает целую систему воспитания гражданина, но и воспитание не спасет страну и народ. Главы «Хотилов», «Выдропуск», «Медное» связанные одним персонажем, посвящены идее «реформ сверху». Вывод автора такой: чтобы осуществилась «реформа сверху» необходим социальные и политические условия, каких в России нет. Надежды на силу печатного слова разрушаются в «Торжке». Наконец, автор делает вывод: «Свободы… ожидать должно… от самой тяжести порабощения». «Тверь» — кульминационная глава второй композиционной части, так как здесь Радищев обосновал мысль о наиболее реальном пути преобразования действительности — революционном. Неизбежность народной революции - основная идея оды «Вольность». Обосновав необходимость революции, Радищев должен был сказать о том, как она может осуществиться. Ответ на этот вопрос содержится в главе «Городня»: образованные крестьяне, осознавшие тяжесть неволи, — вот та прослойка, которая сможет соединить революционную мысль передового дворянства со стихийной реальной мощью крестьянства.

Однако Радищев отчетливо понимает, что революция — дело далекого будущего, в настоящем же существует самодержавно-крепостническая действительность, и писатель вновь обращается к её изображению, сознательно повторяя тематику первых глав: беззаконие и произвол, духовные и душевные свойства народа, тяжелое положение крепостного крестьянства. В заключение автором произносится посвящение с оптимистическим утверждением силы печатного слова - «Слово о Ломоносове».

Герой выезжает из Петербурга революционером и приезжает в Москву революционером, но выезжал он пессимистом, а приехал оптимистом. Эта психологическая эволюция Путешественника — результат пережитого и увиденного им в дороге.

Таким образом, идеи просвещения проникают и в публицистику Радищева. Писатель, подобно европейским просветителям, поднимает проблему воспитания патриота, истинного сына отечества, осуждает крепостное право, так как оно нарушает «естественное право» человека, затрагивает вопрос о роли монарха и монархии, о несправедливости российских законов. Радищев много размышляет над историческим развитием России и приходит к выводу о необходимости революции.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: