Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. СУМАРОКОВА


Журнал А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»  был первым частным журналом, то есть формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Характеристику этого журнала дает Есин Б.И. в учебном пособии «История русской журналистики»: «Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши».

В журнале Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, Г. Козицкий, А. Нартов, братья Нарышкины, Е. Сумарокова, В. Тредиаковский и др., но журнал все же оставался изданием одного лица – именно Сумарокова. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории (например:  «О первоначалии и созидании Москвы»,  «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове» и др.). то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк «О домостроительстве». В последнем автор обличает жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным.

 О данной статье Татаринова Л.Е. замечает:  «Будучи и здесь выразителем сословных интересов дворянства, Сумароков тем не менее пишет, что «можно и крестьянину такую же есть курицу, какую вельможа, ибо от вельможи больше рассудка требуется, а не прожорливости». И хотя помещик — «голова», а крестьянин — «мизинец», «однако и мизинец ноги есть член тела». Статья Сумарокова «О домостроительстве» — один из ярких примеров обличительной литературы XVIII в.

В письме «О достоинстве» Сумароков утверждает что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинств человека: «Справедливо ли говорится вместо «человек, имеющий великий чин» и вместо «человек знатного рода» – честный человек? Из сего следует, что все крестьяне бесчестные люди, а это неправда; земледелие не воровство, не грабительство, но почтенное упражнение».

Есть у Сумарокова и положительная программа общественного устройства. Он излагает ее в утопии «Сон. Счастливое общество». В этом произведении ярко выражены идеи просвещения. Концепция «Сна» следующая: в некой стране правит великий государь (воплощение идеи просвещенного абсолютизма), являющийся в то же время является великим человеком, воплощение всех добродетелей. Он опирается в своем правлении на столь же добродетельных помощников и нетерпим к нарушению закона. В этой стране не имеет значение происхождение, а только личные заслуги перед государством. Так же Сумароков описывает положение духовного и военного сословия. Автор не исключает наличие судебного и чиновничьего аппарата, но приписывает данным структурам отсутствие всех обычных для него в России недостатков. Утопические мечтания писателя об идеальном дворянском государстве подчеркивают его критическое отношение к окружающей действительности.

Сатирические очерки Сумарокова, которые часто направлялись против придворной верхушки, острые эпиграммы и притчи писателя способствовали тому, что цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы», и журнал Сумарокову пришлось закрыть. В декабрьской, двенадцатой книжке «Трудолюбивой пчелы» появилось стихотворение «Расставание с музами», в котором Сумароков писал, что оставляет писательское поприще навсегда.

Однако, в том же 1759 году стал выходить еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Его издателями была группа преподавателей и выпускников Сухопутного шляхетного кадетского корпуса в Петербурге, тираж составлял 600 экземпляров. В 1760 г. редактором-издателем был преподаватель корпуса П. Пастухов, часто печатавший в журнале свои переводы.

Учебное пособие «История русской журналистики XVIII – ХIХ» дает следующую оценку изданию: «Журнал «Праздное время» не блистал литературными дарованиями и оригинальными статьями. Известную злободневность придали ему лишь выступления Сумарокова, который печатался там после закрытия «Трудолюбивой пчелы». Общий тон журнала – благонамеренно-нравоучительный».

Когда в журнале начинает выступать Сумароков, унылый и нравоучительный колорит издания оживляется. Сумароков печатает свои притчи, эпиграммы, стихи и песни, прозаические отрывки.

Последний номер журнала «Праздное время, в пользу употребленное» вышел в конце декабря 1760 года. Редакция не объяснила причины прекращения журнала. Скорее всего, причиной была сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску.

Таким образом, в творчестве Сумарокова отражаются идеи просвещения. В своем журнале «Трудолюбивая пчела» публицист развивает жанр сатирического очерка и фельетона. Писатель был убежденным монархистом, но осуждал злоупотребление властью. Крепостное право считал естественным и необходимым явлением, однако протестовал против рабства крестьян, отданных в неограниченное владение подчас неразумным помещикам. Сумароков предъявлял большие требования к дворянству, хотел очистить этот класс от пороков, для этого он высмеивает сословную гордость и предостерегает от злоупотребления помещичьей властью.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: