Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Журналистика России в период социально-экономических преобразований конца ХХ – начала XXI вв.


Либерализация цен, рыночная экономика, отмена статьи о руководящей роли КПСС, плюрализм, образование разнообразной политической системы.

Читателю трудно было привыкнуть, что журналистика из идеологической партийной прессы превратилась в конкурентоспособную.

Журналистика трудно переживает переход на рыночные отношения, разрушается система датирования прессы, разрушаются системы идеологии.

В условиях идеологического вакуума журналистика превращается в жёлтую.

Технологии: Интернет как новое средство массовой информации. До сих пор его статус как СМИ не прописан в законе. Сейчас обсуждается новый вариант закона о СМИ.

В постсоветский период выяснилось, что свобода печати, прежде всего свобода от цензуры, еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи. Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати. И все-таки, вопреки всем трудностям, отечественные средства массовой информации постсоветского периода и количественно, и качественно изменились коренным образом: издания КПСС из официальных правительственных превратились в оппозиционные, официальными же стали президентские демократические газеты и журналы. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: Российская газета, Российские вести, Россия, из электронных телеканалы ОРТ, РТР, Культура, Радио 1, Радио России, радиостанция Маяк, а также информационные агентства ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, Интерфакс.

В этот период СМИ пытаются создать модель журналистики как четвертой власти, журналистики, которая противостоит давлению властей и выступает в качестве оппозиции по отношению к власти, журналистики, которая представляет собой независимую силу.

В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные типологические изменения. Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, дотируемые из казны и коммерческие, официальные издания, отражающие точку зрения правительства и властных структур, и издания, критикующие существующий режим. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений.

Наибольшую популярность и наибольший тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: Аргументы и факты, КоммерсантЪ, Комсомольская правда, Общая газета, Труд.

Как и в советский период значительным количеством изданий представлена аграрная, женская и молодежная пресса. Самые значительные перемены произошли в прессе для детей и подростков. Единственная, издававшаяся в СССР Пионерская правда выходит в окружении многих газет, из которых следует выделить Детскую деловую газету и Школьную роман-газету. Все больший размах в отечественной журналистике получают религиозные издания.

Существенные изменения произошли и в отечественной журнальной периодике. Появились философской ориентации журналы Логос, Человек, религиозные Мир библии, Пробуждение. По-прежнему большой популярностью пользуются Огонек, Крестьянка, Работница, Здоровье, достойное место занимают литературно-художественные журналы Новый мир, Знамя, Октябрь, Аврора, Звезда, Москва.

Появление газетно-журнальных издательских домов одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома КоммерсантЪ; Экономика и жизнь. Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты Аргументы и факты. При АиФ издается около 30 приложений, в том числе Здоровье, Молодой, Дочки-матери, На даче, Разбор, АиФ. Суббота-Воскресенье и др.

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы. Важное значение для налаживания утерянных связей и экономического возрождения на местах имеют межрегиональные издания: Центральная Россия, издающаяся одновременно в восьми регионах российского Черноземья, Приазовский край и Кавказский край, способствующие единению проживающих здесь народов.

На рубеже тысячелетий все более мощными конкурентами газет и журналов становятся электронные средства массовой информации, в том числе Интернет.

Новыми радиостанциями пополнилась система радиовещания. В январе 1992 г. начала вещание коммерческая российско-французская радиостанция Радио России Ностальжи, в октябре того же года радиостанция Надежда. Только в Москве в 1993 г. действовало свыше 20 частных радиостанций. В декабре 1993 г. создана радиостанция Голос России, которая стала вести передачи для миллионов зарубежных слушателей на 38 языках. В 1992 году начался бурный рост вещательных организаций на территории России.

В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, на ее территории передачи стали вести две государственные компании Останкино и Россия. К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С увеличением числа телеканалов все больше проявляют себя специализированные новости, освещающие события под определенным углом зрения: Хорошие новости на РТР, Дорожный патруль на ТВ-6. Появились Народные новости для домашних хозяек и пенсионеров: Времечко (ТВЦ), Сегоднячко (НТВ), а также сатирические новости: Намедни Л. Парфенова, Итого и Куклы В. Шендеровича. Необходимо подчеркнуть, что решающее значение в борьбе за внимание зрителя приобретает такое качество, как профессиональное мастерство создателей, авторов, ведущих телепередач. Новостийные программы стали стремиться к большей объективности. Аналитическая публицистика вышла на качественно новый уровень развития. Появляются новые информационно-аналитические программы. Таким образом, впервые в практике нашего телевидения, прежде отличавшегося лояльностью каналов по отношению друг к другу, соперничество стало прямым и беспощадным.

Безусловно, самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России Интернета. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты Известия, Аргументы и факты, Экономика и жизнь, журнал Огонек, представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Незаменимым средством обмена информацией стала электронная почта Интернета, позволяющая свободно общаться с собеседником из любого региона планеты. Открылась возможность мгновенной обратной связи, прямого участия каждого в информационном процессе.

Новый этап в развитии государства и средств массовой информации наступил в 1996 году во время президентской кампании. Теперь СМИ выступали в качестве инструмента борьбы на выборах. Современные информационно-аналитические программы имеют в своем арсенале целый ряд методов, с помощью которых им удается манипулировать массовым сознанием аудитории.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: