Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Роль автора в современной публицистике.


В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Рассмотрим на примере литературных произведений и публицистики.

Образ автора в литературном произведении не совпадает с реальной личностью писателя. Он художественный образ. Формы авторства: писатель может выступить как непосредственный участник события, как сторонний наблюдатель, как рассказчик. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все. Автор может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда находится на границе создаваемого им мира как активный творец его.

Функциональные задачи автора журналистского произведения. Здесь мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Задачи автора журналиста: ж. должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию и постараться проявить свою творческую индивидуальность.

Мировоззренческая позиция автора ж. - совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности. Мировоззрение личности складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам.

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет: 1. Автор - зеркало героя 2. автор как лирический герой произведения 3. автор как инстанции анализирующей и оценивающей.

Авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов (мысли, знания, нравственные представления). Эстетическая доминанта мироощущения определяет тип художественного воображения, обусловливает “тяготение” творца в отборе тех или иных впечатлений и воссоздание их в художественных образах. Мировоззренческая установка проявляется в тематических пристрастиях журналиста. (Индивидуальный почерк В. Пескова, выделяется особым лиризмом. Описывая жизнь лесных обитателей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру. Иной образ у Ю. Щекочихина, который долгие годы занимался подростковыми проблемами, а затем исследованием нравов преступного мира. В своих судебных и исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик. Он не просто изучает нравы подростков, но постоянно ставит перед обществом такие актуальные проблемы). На этой основе и возникает публицистический образ автора. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед нами предстает образ размышляющего автора, а в другом лирического героя.

Функции авторского я. Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Авторское выражение в газете: 1. автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, 2. поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, 3. выразить свои соображения по поводу поведения героев, 4 выстроить версии и предположения, 5. выразить собственные эмоции, 6. раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д.

Используя такое выразительное средство, как авторское я, журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой за счет интимизации авторского стиля повествования.

Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. Размышляя о судьбах своих героев, журналисты постоянно используют различного рода утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным фиксатором событий. Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением.

Автор читатель: проблемы взаимодействия

Вопрос о том, каким предстает в сознании автора образ читателя, в теории публицистики практически не изучен и ждет своего исследователя. Пока же можно только предположить. Автор соотносится с 2 конструкциями: образ чувствующего читателя и образ думающего читателя. Если в первом образе отражаются эмоционально окрашенные представления об аудитории, то во втором представления о читателе, способном включиться в мыслительный процесс.

Т.к. журналистское произведение адресуется не какой-то аморфной группе людей, а конкретной читательской аудитории, журналисту необходимо знать ее объективные и субъективные характеристики. К первым мы относим социо-демографические признаки, ко вторым информационные потребности, интересы и предпочтения. Подобного рода сведения способствуют не только налаживанию контактов с аудиторией, но и выработке более эффективных методов публицистического воздействия.

Коммуникативная деятельность аудитории осуществляется через предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную фазы. Предкоммуникативная фаза начинается с мотива выбора человеком конкретного издания. С момента выбора конкретного издания и текста для ознакомления начинается коммуникативная фаза. На данном этапе человек включается в процесс чтения, который способен удовлетворить различные потребности: познавательные, эстетические, нравственные и другие. Но удовлетворение их происходит не прямым путем, а на основе переработки знаковой, словесной информации, источником которой являются произведения печати. Исходя из особенностей читательского прочтения текста, журналист не должен создавать невыгодных для читательского восприятия конструкций. Поэтому желательно, чтобы материал был четко структурирован, чтобы все факты в нем были преподнесены в строгой логической взаимосвязи. Кроме того, необходимо, чтобы создаваемый образ был не просто адекватно воспринят, но и понят. Практики обычно советуют: при подготовке произведения следует стремиться к логической стройности и ясности выражения мыслей; информация должна быть по возможности развернутой и исчерпывающей; из текста надо исключить все двусмысленные выражения и предложения, а ожидаемые возражения и сомнения предупреждены с помощью определенной аргументации; если в тексте используются развернутые описания, то желательно, чтобы они заканчивались обобщающими выводами.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: