Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Информация как философская и массовая информация как журналистская категория.


В основе любого вида журналистской деятельности лежит массовая информация. Чтобы определить сущность этого понятия, необходимо обратиться к понятию информация. На протяжении двух тысячелетий, вплоть до середины ХХ века понятие об информации как передаче сообщений практически не изменялось. Словарь Ожегова и социологический словарь и сегодня дают то же толкование. Однако философский словарь и целый ряд наук опираются на более глубокие представления об информации, сформулированные кибернетиками.

Они связали информацию со свойством материи отражением.

В философии более трех десятилетий идет спор между двумя концепциями информации: атрибутивной и функциональной. Атрибутивная концепция утверждает, что информацией обладают все материальные системы, то есть она - атрибут материи, и потому свойственна объектам как неживой, так и живой природы. Абсолютный характер информации заключается в ее присутствии во всем. Представители этой концепции подчеркивают независимость информации от процесса ее использования, то есть она есть у объекта даже в том случае, если он не взаимодействует с другими объектами. Можно сказать, что информация содержится в нем как потенциальная. Такая статическая информация описывает внутреннюю организацию объекта, степень его упорядоченности и называется структурной информацией.

Функциональная концепция отражает динамический аспект информации. Функционалисты считают, что информация как таковая возникает лишь при передаче ее другому воспринимающему объекту. Нет воспринимающего объекта, нет процесса отражения нет и информации. Будучи воспринятой, она становится активной и влияет на него, изменяет содержание субъекта. Если в субъекте происходят изменения, отражающие воздействие объекта, то можно сказать, что субъект становится носителем информации об объекте. Динамическая информация описывает внешние взаимоотношения объекта и потому называется относительной информацией.

Насколько описанные концепции противоположны, настолько и совместимы, ведь с точки зрения системного подхода, любое явление должно быть рассмотрено как изнутри, так и снаружи, и потому их можно рассматривать в единстве.

И тогда полная информация об объекте представляет собой сумму структурной и относительной информации, процесс перехода информации потенциальной (до ее передачи) в активную (усвоенную).

Отсюда можно сформулировать требование к корреспонденту собирать о предмете его исследования как структурную, так и относительную информацию. Отсюда же вытекает и требование, предъявляемое к журналистскому тексту: обеспечить единство его внутренней структуры (семантического и синтактического аспекта) и его внешнего восприятия аудиторией (прагматического аспекта).

В силу своих статических и динамических свойств информация выступает способом формирования нового содержания воспринимающей ее системы и потому выполняет по отношению к ней образовательную, управленческую и организаторскую функции. Она становится источником ее развития.

Именно эти три фундаментальных аспекта рассматривают кибернетики, говоря об информации. Первый аспект они называют информационным, то есть связанным с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов. Такое восприятие и накапливание сведений и выполняет функцию познания.

Второй аспект называют управленческим, Здесь анализируется возникновение механизмов управления, место и роль в них информационных процессов.

Третий аспект кибернетического понятия анализа информации называют организационным, то есть характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

Итак, воссоединив три фундаментальных функции информации, можно сделать вывод о том, что информация обеспечивает системам такие качества как выживаемость, устойчивость и развитие.

Отсюда вытекает онтологическое определение журналистики. Журналистика одна из форм оперативного отражения реальной действительности, целью которой является информационное обеспечение жизнеспособности и развитие жизнедеятельности общества в целом и человека в частности.

Естественно, что эту миссию профессионалы могут выполнить тогда, когда отраженные ими картины адекватны действительности и понятны аудитории. Подлинно журналистские тексты (массовая информация) диктуются только самой природой вещей и никем иным, они онтологичны по происхождению и по сути.

Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием.

При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.

Если же говорить о внутреннем управлении и самоорганизации в самой системе журналистики, то и здесь можно опираться на универсальный механизм управления, поскольку журналистика по определению есть информационная деятельность с обратной связью. Редакции выступают в качестве объекта управления, а аудитория фактически выполняет функции субъекта управления. Сначала сообщения передаются журналистами по определенному каналу аудитории. Аудитория, усвоив содержание сообщений, по специально организованным редакциями каналам передает журналистам в различных формах свой отклик на прочитанное. Таким образом, функционирует первый контур управления. Постепенно накапливается информация о реакциях аудитории на выступления журналистов (во втором контуре управления), что влечет за собой соответствующие корректировки информационной политики изданий. Предметом журналистики является нечто всеобщее и что-то конкретное, находящееся в поле массового внимания и понимания, а также связи между объектами этого массового интереса.

Итак, журналистика порождает не просто информацию о том или ином объекте или процессе, она порождает конкретный вид информации. Это массовая информация. Разумеется, она обладает всеми специфическими свойствами своего родового понятия информация, но вместе с тем имеет и свои особенности, обусловленные ее местом на информационной карте мира и ролью в общеэволюционном процессе.

Информация = И (структурная) + И (относительная)

Таким образом, прогрессивный результат журналистской деятельности складывается из:

Способности журналиста адекватно и как можно более полно собирать структурную и относительную информацию об анализируемом фрагменте бытия.

Индивидуальной способности осмысления и переработки полученной информации (ее усваивании, отражении в своем сознании). Когда активная информация вызывает изменения в структуре, которая ее воспринимает, она становится структурной информацией обновленной структуры.

Способности точно передавать с помощью текстов содержание своего взаимодействия с фрагментом бытия.

Способности учитывать особенности субъекта бытия (читательской аудитории, например), воспринимающего информацию от журналиста. Учитывать так, чтобы обеспечить такое восприятие посланной через текст информации, которое будет способствовать развитию самого воспринимающего субъекта.

Описать причины деградации журналиста как личности и причины его профессиональной несостоятельности при каком-либо нарушении перечисленных требований. (Три спиральные схемы: деградации журналиста, его отрыв от аудитории, его полной профессиональной несостоятельности).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: