Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Традиции отечественной сатиры в советской публицистике. Творчество М. Кольцова, М. Зощенко, В. Маяковского и др.


САТИРА — вид комического (см. «Эстетика»), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. В России С., негодующая и бичующая, достигает своих высот тогда, когда на сцену русской истории выступили идеологи революционной демократии (Салтыков-Щедрин, Некрасов) (вторая половина 18 века). Советская пролетарская С. отличается от С. капиталистических классов не только по своей тематике. Она представляет значительные качественные видоизменения. В собственническом обществе С. представляла собой или отрицание всей социальной системы в целом или критику отдельных сторон этой системы. Советская С. направлена прежде всего против действительности классово-враждебной, против прямого своего классового врага, противостоящего советской социалистической системе. Когда же советская С. направлена на недостатки своей классовой действительности, она вскрывает эти недостатки как чуждые классовые наслоения, как результат иной, враждебной социальной системы, ибо эти недостатки не созданы строящимся социалистическим обществом, а неизжитым сознанием собственника. Остро формулирует значение советской сатиры М. Кольцов: «Возможна ли сатира, природой которой является недовольство существующим, гневное или желчное отношение к существующей действительности в стране, где не существует эксплоатации и где строится социализм? Да, возможна. Клинком сатиры советский писатель борется с низостями подхалимства, невежества и тупоумия. Рабочий класс есть последний в истории классов, и смеяться он будет последний» (речь на Международном съезде писателей).

Кольцов ещё со школьной скамьи вместе с братом, будущим художником-карикатуристом Б.Е.Ефимовым, составлял сатирические листки. Яркие и острые фельетоны, очерки, новеллы Кольцова являются образцами художественной публицистики. Они посвящены злободневным вопросам труда и быта советских людей, политической и экономической сторонам жизни. Он ратовал за культурную революцию, сатирически бичевал бюрократизм, бездушие, карьеризм. Как журналист отличался необычайной инициативой, изобретательностью, чувством нового, писал красивым, выразительным языком , умело выставляя напоказ существенные аспекты жизни. Фельетон Иван Вадимович - человек на уровне (1933г.) написан в форме внутреннего диалога самого обычного типичного чиновника, в разных ситуациях (Иван Вадимович хоронит товарища - лицемерит; на линии огня - уходит от ответственности; любит литературу - ничего в ней не понимает и не знает; принимает гостей, не хочет, но так надо; распределяет сервизы - дает взятки и гребет под себя; общается с сыном - неискренне; рассказывает один случай - имеет любовницу; ему не спится - боится чистки кадров). Кольцов показывает его хамелеонство, двуличие, расчетливость, эгоистичность, и, конечно же, глупость. Иван Вадимович - типичный партийный выдвиженец, малообразованный, но демагог, карьерист, взяточник, подхалим и лжец. Одного он боится - попасть под чистку. Но Кольцов даже не высмеивает его прямым текстом, он пишет о человеке, которого можно понять.. и осудить самостоятельно. В 1929г. - времени чистки партии - Кольцов в фельетоне Демократия по почте описывает нравы партийного актива а Сыр-дарьинском округе Казахстана. Ответственный секретарь решил не мучить измученную конференцией публику, и они приняли интересные резолюции. В партию принимаются только сыновья баев, торговцев. В других районах бай (полупомещик) приглашает к себе закусить весь партийный актив, и актив является и смирненько ест из баевых рук. Мулла совершает богослужение по случаю открытия партийного собрания. Вместо Госплана - Магомет-план! Сама чистка пройдет последовательно в разных частях Союза. Но такую организацию как сыр-дарьинская, можно было долго не держать в ожидании. Товарищи, пропустите сырдарьинцев вне очереди. Им очень нужно!

Маяковский. В начале 20-х годов в поэзии Маяковского четко обозначилось сатирическое направление. Напечатав одновременно два стихотворения: Последняя страничка гражданской войны и О дряни, поэт переходит от восславления мужества красноармейцев к обличению мещанства и бюрократизма в советском обществе. Этими словами Маяковский начинает крупный разговор на тему о недостатках, которые, по его мнению, не совместимы с социалистической действительностью, однако прекрасно уживаются в ней. Тревогу поэта вызывает опасная тенденция внедрения мещанина в государственный аппарат. Маяковский видел в современной жизни еще одно страшное зло - бюрократизм, который врастал во все сферы государственной деятельности, тормозя развитие советской страны. Так определилась для поэта одна из тем, которая прошла в дальнейшем через все его творчество. Этой теме посвящено стихотворение Прозаседавшиеся, которое представляет собой сатирическое обобщение крупного плана. Рассказ о фантастическом происшествии в некоем советском учреждении, где сидят людей половины, выявляет широчайший масштаб бюрократизации государственного аппарата, вызывая ужас, негодование и волнение лирического героя. Но фантастическое заключается даже не в этой дикой мистической картине, а в том, что это нисколько не удивляет секретаря. Две его наиболее популярные комедии - Клоп и Баня - посвящены борьбе с бюрократизмом.

Зощенко. Первой блестящей удачей Зощенко были “Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова”. С этих рассказов и начался Зощенко-сатирик.

Главный герой этого цикла рассказов побывал на войне и захватил начало революции. Но в его психике можно увидеть следы далеких годов крестьянского рабства. Устранив самого себя из рассказов, Зощенко дал возможность главному герою говорить свободно, полностью раскрыться.

“Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова” положили начало галерее зощенковских героев, открытие которых стало исторической заслугой Зощенко перед русской и мировой культурой. Поразивший Зощенко с первых же шагов его творчества разрыв между масштабом революционных событий и консерватизмом человеческой психики сделал писателя особенно внима тельным к той сфере жизни, где, как он писал, деформируются высокие идеи и эпохальные события. Так, инертность человеческой природы, косность нравственной жизни, быт стали основными объектами художественного понимания Зощенко. Как художник, он запечатлел другой феномен: в сознании людей старые привычки и представления укоренены так глубоко, что даже когда одна идеология сменяет другую, в человеке сохраняются все прежние представления о жизни. Трагическая, печальная сторона жизни - под пером Зощенко вместо слез, ужаса вызывала смех. Он утверждал, что в его рассказах нет ни капли выдумки. Здесь все - голая правда. После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки положительной сатиры на отдельные недостатки. Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.) (+ вопрос №5 по Леднёвой). (+ Ильф и Петров, Билет 27 по Шкляеву).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: