Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Критические исследования в области СМИ: неомарксистские теории, Франкфрутская школа, британские исследования.


Так называемые критические исследования средств массовой коммуникации предполагают, во-первых, что социальная теория должна базироваться на определенном наборе ценностей и являться основой для критики социальных институтов и социальных порядков. Во-вторых, цель критической теории — направлять реформирование или преобразование социальных институтов на реализацию важных ценностей.  В-третьих, критическая теория часто сначала изучает конкретные социальные проблемы, выявляет источники этих проблем, а потом предлагает рекомендации по их решению. В-четвертых, сторонники критического подхода часто являются участниками общественных движений и пытаются с их помощью претворить свои теории в жизнь.

Иногда критическая теория даже может стать программой общественного движения. Часто анализирует конкретные социальные институты.  В частности, ученых-критиков интересует как влиятельные группы используют медиа для продвижение и закрепления определенных форм гегемонной культуры.

Неомарксистские теории: Согласно идеологии марксизма, медиа — это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности, с производительными силами и производственными отношениями. Они выполняют идеологическую функцию  и предотвращают формирование оппозиции в рабочем классе. К неомарксистским теориям относятся:

1. Политэкономическая теория медиа: В центре внимания экономическая структура, а не идейное содержание. Во главу угла ставится  зависимость идеологии от экономической базы. Институт медиа – часть экономической системы, тесно связанной с политической. Как следствие – уменьшение числа независимых СМТ, отказ от риска, игнорирование малочисленных и бедных секторов потенциальной аудитории.

К массовой коммуникации надо подходить как к экономическому процессу, результатом которого является товар (содержание). Достоинство подхода в том, что он позволяет выдвинуть предположения, которые можно проверить эмпирическим путем. Недостаток в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка.

2. Теория гегемонии медиа: Термин предложен Антонио Грамши.  В отличие от первой теории интересуется самой идеологией,  формами ее выражения и механизмами выживания. Теория признает бОльшую независимость  идеологии от экономической среды.

В данном случае идеологи предстает в форме искаженной дефиниции реальности. Она не является доминирующие, но при  этом навязывается правящим классом. Она -  всеобъемлющее культурное влияние.

Франкфрутская школа: Одна из первых выдающихся школ неомарксистского толка.  Представители: Макс Хорхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Их интересовал очевидный провал предсказанных Марксом революционных изменений в обществе. Попытавшись объяснить эту неудачу, они занялись анализом того, как надстройка  в форме масс-медиа, может влиять на исторические процессы.

Франкфуртская школа утверждала, что и человек, и класс зависят от общепринятых дефиниций, образов и терминов. Маркузе назвал «одномерным» общество, созданное с помощью «индустрии культуры». Школа сочетала критическую теорию с проблематикой культуры.  Они сохраняли исторический подход к анализу факторов.

Адорно показывал разрушительное воздействие на медиа личность посредством распространения  стереотипов массовой культуры. По его мнению, качество образцов  высокой культуры настолько низко, что  убивает в людях желание наслаждаться подлинниками (грамзаписи по радио, которые не передают «живой» звук). В своей философии Франкфуртская школа пытается сочетать элементы марксисткского критического подхода  с идеями гегелевской диалектики и психоанализа по Фрейду. 

Британские исследования: Британские культурные исследования (1970) объединяют марксистскую теорию, литературную критику, антропологию, историю и лингвистику. Эта школа попыталась проследить доминирование элиты над культурой в историческом контексте, подвергнуть это критике.

С деятельностью этой школы наиболее тесно связано имя Стюарта Холла. По его мнению, масс-медиа лучше понимать как народный форум, на котором различные силы стремятся внушить людям собственные представления о социальной действительности.

Культура на этом форуме – это результат взаимодействия конфликтующих групп. Сторонники этих исследований  утверждают, что нельзя  быть хорошим  социальным теоретиком, если лично не способствовать проведению реформ. Они активно участвуют в общественных движениях.

В серии книг «Плохие новости» и «Больше плохих новостей» и др. Группа по изучению медиа при университете Глазго использовала ряд методов для изучения новостей о профсоюзах в Англии. Группа привела ряд доказательств в поддержку утверждения, что профсоюзы в новостях систематически освещались предвзято. (изображении забастовок, и прочее).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: