Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Теории массового общества и пропаганды (теория «магической пули»). Концепции пропаганды Лассуэлла и Липпмана. Критика идей пропаганды (Джон Дьюи).


Процессы индустриализации и урбанизации, изменившие в конце XIX — начале XX в. облик Европы и Соединенных Штатов, в значительной степени основывались на новых технологиях, в том числе и масс-медиа (телефон, телеграф). В это время социологические теории (Конта, Спенсера, Тенниса и Дюркгейма) поставили во главу угла концепцию массы как формы обезличенных человеческих отношений, в них были разработаны основные положения массового общества и соответственно массовой коммуникации. Хотя новые технологии воспринимались оптимистически, они вызывали пессимизм у большинства обществоведов, для которых масс-медиа стали символом всего негативного. Их обвиняли в потакании вкусам низших классов (т.к. раньше ориентировались на элиту), разжигании политических беспорядков, нарушении основных культурных норм и т.п. Именно тогда возникло научное направление, называемое теорией массового общества.  ТМО подчеркивает взаимосвязь власти и СМК: т.к. содержание служит политическим и экономическим интересам правящих кругов, нет смысла ждать, что медиа предложат альтернативную картину мира. Они будут способствовать тому, чтобы зависимая публика смирилась со своей судьбой. Идеи массового общества были особенно популярны у теоретиков медиа в 1930—1940-х годах в Европе, где люди сильнее привержены традициям и высокой культуре. Американские исследователи медиа скептически относились к абсолютной власти медиа. Первыми теориями, в центре внимания которых оказались масс-медиа, были теории пропаганды, которые анализировали содержание медиа и размышляли о его влиянии.

Первые представления о природе и силе массовой коммуникации в то время (1ая мировая война), фактически не были обобщены, но именовались теорией «магической пули». Основная мысль - сообщения масс-медиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики. Наибольший интерес представляют теории пропаганды трех самых известных мыслителей своего времени — Гарольда Лассуэлла, Уолтера Липманна и Джона Дьюи.

Лассуэлл создал теорию пропаганды, которая предлагает крайне пессимистический взгляд на медиа и их роль. Сила пропаганды объяснялась уязвимостью сознания среднего человека. Ученый утверждал, что экономический кризис и растущий политический конфликт вызвали всеобщий психоз и из-за этого люди стали уязвимее даже к грубым формам пропаганды. Позже он понял, что пропаганда - это нечто больше, чем простое использование медиа, чтобы лгать людям во имя контроля над ними. У представителей СМИ должна быть детально разработанная стратегия длительной кампании, в ходе которой внедряют, а потом культивируют новые идеи и образы. Создаются символы, которые постепенно учат людей связывать с ними конкретные эмоции. В случае успеха этих стратегий культивации получатся эталонные символы. Они ассоциируются с сильными эмоциями, и если ими пользоваться правильно, можно вызвать масштабные массовые действия положительного свойства. Контроль над пропагандой через медиа Лассуэлл предложил новой элите — научной технократии, которая поклялась бы использовать свои знания во благо, а не во зло.

Липман в работе «Общественное мнение» указал на расхождения, которые обязательно существуют между «миром внешним и картинами в наших головах». Поскольку эти расхождения неизбежны, Липпман выражал сомнение в способности среднего человека самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Он считал, что пропаганда несет такую серьезную угрозу, и требуются крупные изменения в политической системе. Так как народ уязвим перед пропагандой, для его защиты нужен какой-то механизм или орган. Липпман полагал, что контроль над сбором и распространением информации следует передать в руки технократии — интеллектуальной элиты, которая бы с помощью научных методов отделяла факты от вымысла и принимала правильные решения о том, кто должен получать ту или иную информацию. Он предложил создать квазиправительственное бюро расследований, которое должно было анализировать информацию и направлять ее другим элитам для принятия решений.

Джон Дьюи категорически возражал против передачи контроля технократии, которая с помощью научных методов защищала бы людей от самих же себя. Люди сами могут защитить себя, если их научить нужным приемам обороны. Дьюи доказывал, что даже элементарное образование поможет людям противостоять пропаганде. Поэтому выступал в защиту общественного просвещения. Он утверждал, что газеты должны служить средством просвещения общества. Главное место в них следует отводить идеям и философским рассуждениям, а не описаниям отдельных действий. Они должны обучать навыкам критического мышления и определять ход обсуждения общественностью важных вопросов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: