Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Современная телепрограмма. Типы программ современного телевидения


В теории журналистики существует деление информации на три вида: Информационная – констатирует, фиксирует факты. К ней относятся – хроника, интервью, репортаж, телевизионный сюжет. Аналитическая – осмысливает и обобщает. Аналитический репортаж, комментарий, беседа, обозрение, очерк, телевизионный журнал. Художественная – типизирует. К художественной журналистике относится ТВ публицистика, имеющая собственное деление на информационно-публицистические, аналитико-публицистические и художественно-публицистические жанры.

Почти все из рассмотренных нами телевизионных жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами.

Еще на начальном этапе становления, отрешаясь от простейшей обязанности быть своеобразной прокатной конторой по транспортировке на дом телезрителям произведений других искусств (кино, театра, эстрады), осознавая, что кроме рекреативной функции домашний экран обладает огромным общественно-политическим потенциалом, первые тележурналисты настойчиво искали возможности создания более сложных, многообразных телевизионных форм, позволяющих использовать такие возможности нового средства массовой коммуникации, как постоянство аудитории, возможность последовательно возвращаться к темам, героям, проблемам. Понятно, что и здесь на помощь пришли уже испытанные журналистикой формы.

Печатная периодика никогда не испытывала особых трудностей в подаче оперативной информации. Новость могла появиться на газетной полосе, в каком угодно объеме, в любом обрамлении, да и жанровых ограничений газетчики не испытывали: посчастливилось репортеру быть свидетелем происшествия – публикуется репортаж, информация поступила из официальных источников – есть раздел хроники. Для облегчения поиска интересующих читателя материалов стали публиковать подборки новостей – иногда тематические, а иногда и «всякую всячину».

Радио создало жанровую форму «бюллетеня новостей», перешедшую впоследствии и на телевидение. С ростом материальной базы, внедрением портативных кинокамер, позволяющих показать событие, использованием синхронной записи звука, наконец, появлением портативных видеокамер (камкордеров) новости выглядят на экране поистине телевизионными. Развитие новостных программ весьма точно отражало положение в обществе.

В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Это самые “живые” новости мира, в которых журналист как бы беседует с телезрителем, а затем приглашает его принять участие – прямое или опосредованное – в событии. Все это повышает действенность телевизионных новостей. Репортаж на телевидении – один из основных жанров телеинформации. Хроника. Первоначальной задачей хроники была задача информировать общественность о происходящем в той или иной области человеческой деятельности. Позднее ее характер изменился, а с ним и функции. Теперь хроника существует в драматической форме. Пример тому передача “Дорожный патруль” и т.п.

Считается, что верстка новостной программы, се компоновка – высшее проявление журналистского мастерства, требующее большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма.

Реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа соединения подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самоценных материалов – журнала. Телевизионный журнал – также периодическое (еженедельное, ежемесячное) издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы.

Популярность телевизионного журнала в программе обусловлена вполне объективными причинами и закономерностями. Направленность, адресность этой формы, позволяющей дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам, чрезвычайно важна в нашем случае. Причем сужение аудитории ведет к усилению познавательного, воспитательного воздействия журнала (пример дифференциации по интересам: «Клуб путешественников», «В мире животных»).

Отдельно на ТВ выделяют документальное телевидение. Оно берет на себя образовательные и воспитательные функции, представленные в виде публицистическо-очерковых форм и трансляций, получавших широкое распространение на телевидении в прошлом нашей страны. Специфически ТВ тенденция состоит в межжанровых связях телевидения как искусство синтетического, в соединении в одном произведении элементов игрового, документального кино, музыкального искусства и т.д.

Все эти жанры взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга влияние, взаимно обогащаясь, переходя из одного вида в другой. В этом заключена сложность проблемы овладевания законами сознания ТВ передач определенных жанров.

Основная особенность, характеризующая жанр – единство содержания и формы при ведущей роли содержания. Последняя практика создания ТВ передач показывает, что на телевидении появляются новые собственно телевизионные жанры, непомещающиеся в рамках привычных, причем они имеют успех у зрителя и рейтинговость. Это такие новые “синтетические” жанры ТВ, как телеигра или ток-шоу, граничащие с фольклором, разговорным эпическим творчеством и театральной постановочностью.

Наконец, следует назвать многочисленный класс передач, называемых шоу (прообраз на советском телевидении – передача «На огонек»). Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и, безусловно, развлекательные передачи. Создание сценария подобной программы требует незаурядной выдумки, безукоризненного знания технических возможностей телевидения. Сюда же следует отнести многочисленные телевизионные игры, жанр которых (задолго до телевидения) определил М. Кольцов удачным словом «викторина». К этому жанру с полным правом можно отнести и КВН, и интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», и простенькую «Любовь с первого взгляда», и передачу «Счастливый случай».

Сериал или «мыльная опера» название прижилось после первых же сериалов, показ которых сопровождался обильной рекламой, в основном стирального порошка и мыла, т.к. сериалы были адресованы прежде всего домохозяйкам. Типичные примеры качественных зрелищных отечественных сериалов — «Адъютант его превосходительства», «Большая перемена», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны» и т.д. Для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма, например, «Два капитана» и «Остров сокровищ». Пренебрежительное название импортных сериалов связано с дешевизной их изготовления, когда ставка делается на множественность серий и внешние данные актеров, при сниженных требованиях к качеству игры и режиссуре: множественные смысловые повторы для нетребовательного и невнимательного зрителя, статичные длинные диалоги и полилоги, минимум игрового движения в кадре, почти полное отсутствие экстерьерных съемок и изысков ракурса, многолетние съемки практически без дублей и репетиций с допустимой заменой актеров. Впрочем, некоторые указанные особенности вообще характеризуют телеэкран как «младшего брата большого экрана».

Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации. Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство.

Право и этика СМИ: сходство и различие

Право – универсальный регулятор, проникающий во все сферы жизни. Информационное право – отрасль законодательства, занимающаяся вопросами информации и информатизации. Журналистское правоведение – научная учебная дисциплина. Право СМИ – широкая разветвлённая совокупность норм, связанных со СМИ, право СМИ входит в систему журналистской теории и образования: 1. смыкается с фундаментальным учением о принципах и социальных ролях прессы, о структуре мировоззрения журналиста и т. п. Формы существования права: нормы и нормативные акты, правоотношения, правосознание людей. 2. Право формирует стандарты поведения корреспондента, редактора; предопределяет выбор тех или иных средств труда. Правовая подготовка: правовое сознание – знание норм – методика деятельности.

Мораль – это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям. Этика – учение о морали, нравственности как одной их форм общественного сознания. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. Профессиональная этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали. Журналистская мораль – это и форма общественного сознания, и субъективное состояние личности, и реальное общественное отношение. Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.

Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали.

Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.

Совет по профессиональной этике и праву (1988 год, СССР)  Свод деонтологических (этических) правил (1989 год) – Кодекс профессиональной этики советского журналиста, в республиках и краях создавались советы по профессиональной этике и праву  Московская Хартия журналистов подписана группой известных редакторов (1994 год, февраль)  руководители Союза журналистов России составили Кодекс профессиональной этики  Кодекс профессиональной этики был одобрен Конгрессом журналистов России (июнь 1994 года)

В Кодексе 10 статей. Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.

Вот что говорят кодексы о взаимодействии журналистики с теми с кем приходится работать.

Журналист – аудитория

1. всемерно защищать свободу прессы;

2. уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);

3. уважать право людей на собственное мнение;

4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);

5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).

Журналист – источник информации

· использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно достойные и законные действия (методы нелегального получения документов, подслушивания, «скрытой камеры», «скрытой записи» используются в самых исключительных случаях, после всестороннего обсуждения, только при таких обстоятельствах, которые угрожают общественному благополучию или жизни людей);

· уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений (за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию предоставлена законом. Но об этом – ниже.);

· указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне);

· сохранять профессиональную тайну относительно источника информации (если существуют веские основания для анонимности);

· соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность.

Журналист – герой

· заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные);

· уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания (проявлять в общении с ним корректность, такт, выдержку);

· уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (не вторгаться в нее без согласия будущего героя – кроме тех случаев, когда герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес);

· быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя (любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения со знакомыми и в их глазах дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности);

· воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).

Журналист – коллеги

· уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность);

· заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам);

· приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;

· уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции);

· уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.

Журналист – власть

· проявлять уважение к власти как важному социальному институту.

· оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом);

· отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

· разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики;

· отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур);

· опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.

· Как вы понимаете, нравственные принципы – не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: