Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Способ и методика творческой деятельности журналиста.


Профессионал – журналист, владеющий способом жур. деятельности. Этим он отличается от любителя.

Способ деятельности – овладение практическими навыками конкретной профессии.

Мельник. Способ творческой деятельности – усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности = Способ деятельности + СТ (тип мышления). Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме – это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.

Над какими бы материалами ни шла работа, журналист неизбежно оказываетесь перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаете для этого соответствующие действия. В результате творческий процесс предстает как определенная последовательность операций. Поэтому уместно говорить в данной теме об устойчивой операциональной структуре творческого процесса.

Начальная стадия творческого акта в жур-ке: осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Также необходимо сказать о творческом методе – принцип подбора, изображения и оценки фактов, явлений дейст-ти, наиболее связанный с мировоззрением автора, с концепцией жизни. ТМ находит отражение в индивидуальном стиле и идее.

Этапы жур. творчества: - формирование замысла, сбор предварительных данных; определение конкретного предмета изучения; направленное изучение предмета; выводы о существе происходящего; осознание возможных путей решения проблемы.

Есть другая градация: окончательное формирование замысла; конкретизация замысла; реализация замысла;  авторское редактирование текста.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Методы получения сведений – проработка документов. Бывают: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные; 3) общественно-политические; 4) научные; 5) нормативно-технические; 6) справочно-информационные; 7) художественные.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д. 

Методы: - формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); - содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.

Требования к журналистскому тексту (Евгений Прохоров, МГУ)

Существует три этапа массово-информационного процесса: 1. отображением действительности; 2. созданием текста произведения; 3. освоением текста аудиторией.

И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью; синтактика  – характеристика внутренней структуры текста прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Непременной чертой текстов должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность их – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Благодаря следованию этим правилам реализуется  важная задача массово-информационной деятельности – достижения информированности аудитории.

Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности: небанальность, декодируемость, релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений).

Семантика, которой должен обладать потом информации: дескриптивная информация, прескриптивная информация, как представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом, валюативная информация и нормативная (лат. norma) инф-я, дающая ответ на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Третий аспект рассмотрения информации – синтаксический, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все журналистские тексты определябтся в соответствии с задачами, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте. Набор элементов может быть как полным – (все виды информации) так и предельно редуцированным – (только один), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много. Интенсивность представления элементов может быть различной: от сбалансированной типа (все виды информации) до акцентированной типа (много одного вида информации и мало остальных)

Многое зависит от реальных потребностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» для активного восприятия информации и ее творческой переработки.

Раскрытие сущности журналистской деятельности как массово-информационной, введение понятий «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают в руки работникам журналистики знание, позволяющее работать активно, целенаправленно и результативно. Но это же знание, злонамеренно или по незнанию использованное неверно, приводит к дезинформации.

Документы регулирующие деятельность СМИ.

1. Международные правовые документы:

а. всеобщая декларация прав человека (1948 год) ООН

- ст. 19 свобода убеждений и выражения их.

- сбор и распространение информации, идей любыми средствами независимо от гос. границ.

Б. Европейская конвенция по правам человека (страст. суд.)

- ст. 10 человек имеет право на защиту от СМИ

2. Конституция РФ

- свобода мысли и слова

- запрет на антигуманную пропаганду

- беспрепятственное движение информации

- запрет на цензуру

- неприкосновенность частной жизни

- свобода творчества

- госбезопасность

- о клевете

3. Федеральный закон о СМИ

- защита СМИ от воздействия из вне

- взаимодействие редакции с гос учреждениями, издат. Источниками инфорации

- защита прав журналиста.

- права и обязанности журналиста

- провозглашает недопустимость цензуры

- недопустимость злоупотребления информации

(особенно внимание на 4 статью)

4. федеральные документы:

- «о гос тайне» 1993 года.

- «об исп. гарантиях избирательных прав  граждан РФ»

- «об информации, информатизации и защите информации»

- «о рекламе»

- 4я глава гражданского кодекса «авторское право»

5. Законодательство субъектов РФ,

6. Нормативные акты органов местного самоуправления

7. административные приказы и распоряжения в организациях.

Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Статус журналиста произведен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ   доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста главное   право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашает каждого субъектом права на информацию в форме ее поиска, получения, передачи, производства и распространения. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг и ответственному перед своей аудиторией. В законе о СМИ четко прописаны права и обязанности журналиста. Это V Закона о СМИ.

Согласно Закону о СМИ журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Лицами, приравненными к журналистам, признаются, во-первых, штатные сотрудники редакций; а во-вторых, авторы, не связанные с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями. Закон о СМИ допускает запрос информации как в уст ной, так и в письменной форме. ст. 58 Закона о СМИ квалифицирует нарушение права редакции и на запрос и получение информации как серьезное правонарушение   ущемление свободы массовой информации.

Но в настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента Российской Федерации О дополнительных гарантиях права граждан на информацию Согласно упомянутому закону к информации с ограниченным доступом запрещено относить: а) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций. б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую идр. в) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.

Особую категорию составляют персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина. Их Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации относит к категории конфиденциальной информации. Еще одна категория конфиденциальной информации   коммерческая тайна и государственная тайна. Разглашение информации с ограниченным доступом является административным правонарушением

Институт аккредитации. Упорядочению контактов с журналистами, в принципе, призван служить институт аккредитации. Согласно ст. 48 Закона о СМИ правила аккредитации не являются едиными для всех; они устанавливаются самими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, учреждениями, органа ми общественных объединений, аккредитующими при себе работников прессы. Редакции имеют право подавать заявки на аккредитацию своих журналистов, однако их удовлетворение зависит от того, соответствуют ли они установленным правилам аккредитации.

Техническая безопасность: Редакция имеет определенную структуру и соответствующий ей набор работников. Статус журналиста определяется его срочным трудовым договором или контрактом, которые заключает с ним работодатель - главный редактор. Здесь нужно четко прописать все аспекты. Есть трудовой и авторский договор. При чем последний может быть заключен в устной форме, но потом при возникновении проблем сложно будет доказать о чем договорились. Так что все сведения договоров надо проверять на стадии подписания. Журналист имеет право творчески подходить к исполнению своих обязанностей, то есть использовать для этого разные формы и методы. Но при этом он обязан учитывать представления, планы и потребности редакции. Журналист участвует в обсуждении Устава и всех планов работы редакции.  Журналист имеет право поставить личную авторскую подпись под своим материалом, либо отказаться от нее, если он не доволен правкой. Журналист должен четко представлять свои права и обязанности, как перед аудиторией так и перед редакцией. Граждане также имеют права во взаимоотношениях с редакциями. Они имеют право требовать от редакции регулярного выпуска изданий в соответствии с условиями подписки. Имеют право получать правдивую информацию о деятельности власти. Читатель имеет право написать письмо в редакцию, которое может быть опубликовано. Он может не согласиться с журналистом в том случае, если считает факты, касающиеся непосредственно его личности, искаженными, и потребовать право на ответ или на опровержение. Текст опровержения публикуется на том же месте, где был опубликован опровергаемый текст. Иногда эти проблемы выясняются в суде, и тогда читатель имеет право получить материальное удовлетворение за нанесенный ему моральный ущерб или же привлечь журналиста к уголовной ответственности за клевету. Прежде всего, это заметно в игнорировании либо по неведению, либо по халатности, либо по осознанному решению – правовых и этических норм профессии. Одно из следствий – все возрастающее количество судебных исков к журналистам и средствам массовой информации.

Правила техники безопасности:

Проверять достоверность получаемых и сообщаемых сведений.

Избегать использования неподтвержденных сведений и слухов. В том случае, когда слухи становятся предметом интереса журналиста следует все же:

а) попытаться отыскать источник и попросить подтвердить информацию;

б) в случае отказа найти других, кто может и желает подтвердить слухи;

в) договориться с последними о том, что в случае неприятностей они подтвердят сказанное в суде. Небесполезно показать материал юристу, дабы убедиться: не повлечет ли публикация обвинений затронутых в ней персон.

Те же самые действия возможны и тогда, когда журналист сообщает информацию, предваряя ее сочетаниями типа «по сведениям из источников, заслуживающих доверия», «как нам стало известно». Один из способов проверки слухов – официальный запрос редакции.

Хранить в надежном месте все материалы, включая записные книжки, кассеты, свидетельские показания, копии документов, фотографии. Все это может понадобиться в суде.

Знать условия, при которых журналист и редакция освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности.

Знать толкование терминов:

клевета – распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений;

оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме;

честь – общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина;

достоинство – внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения;

диффамация – оглашение в средствах массовой информации сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.

Целостное представление о массовой информации.

Как и об информации вообще, складывается при рассмотрении этого понятия изнутри (структурный аспект) и снаружи (относительный аспект). Изнутри – это совокупность свойств, взаимодействие которых формируют отличительное качество данного понятия. Снаружи – это внешнее проявление этого отличительного качества, то есть совокупность свойств, проявляемых текстом (массовой информацией) при взаимодействии с аудиторией, его воспринимающей. Органический сплав внутренних и внешних качеств текста определяет его функциональные возможности и эффективность их реализации. Прохоров называет эти качества «коренными свойствами». Он формулирует их, руководствуясь логикой действия журналиста: сначала происходит сбор и осмысление информации журналистом – этот этап выражается в семантической (смысловой, содержательной) стороне текста. Далее ведется работа по написанию текста, формированию его внутренней структуры – это синтактическая сторона текста. И затем происходит восприятие написанного аудиторией – прагматическая сторона текста. На наш взгляд, очевидно, что первые два этапа процесса создания текста и формируют структурный аспект понятия «массовая информация», а третий этап представляет собой относительный аспект понятия.

Анализируя структурный аспект массовой информации, мы фактически формулируем требования к содержательной и формальной стороне журналистского текста. Как любая информация, этот текст должен отражать сведения о предмете своего анализа, его внутренние и внешние характеристики. Отразить – значит описать предмет, то есть в тексте непременно должна быть описательная (дескриптивная) информация. Ее требуется ровно столько, чтобы рассматриваемый предмет ясно предстал перед воспринимающим описание и точно соответствовал действительности. Только в этом случае информация сможет стать источником познания и выполнить свою образовательную функцию.

Поскольку любая информация, с точки зрения кибернетиков, непременно выполняет управленческую функцию, то и массовая в этом смысле не исключение. То есть в тексте обязательно в том или ином виде возникает образ идеального или прескриптивная информация. А также оценочная (валюативная) информация. Чем более объективно обоснованным будет идеал и аргументированной оценка, тем более убедительным окажется текст и, следовательно, более существенно его управленческое воздействие.

Информация, и массовая в том числе, также выполняет организаторскую функцию. Это значит, что в тексте должны содержаться предложения о мерах (мероприятиях), которые следует принять, чтобы привести описанную реальность в нормативное или идеальное состояние. Такую информацию называют нормативной.

Единство трех фундаментальных функций информации, познавательной, управленческой и организаторской, должно быть свойственно любому тексту, претендующему на массовое восприятие. У Е.П.Прохорова: «в журналистских текстах различного предназначения может быть различное присутствие и сочетание упомянутых видов информации. Полноценная реализация всех возможностей массовой информации возможна лишь при непременном наличии в тексте всех четырех видов информации. При этом пропорции их, разумеется, могут определяться конкретными целевыми установками текста. Полное же отсутствие хотя бы одного вида информации ограничивает эффективность реализации природных свойств массовой информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семантическая сторона журналистских текстов определяется не произвольно, и не по воле автора, она вытекает из онтологических качеств массовой информации (познавательной, управленческой и организаторской) и характеризует структурные особенности этих текстов.

Аналогично не произвольными являются и требования, предъявляемые к синтактической стороне текста. Его форма построения должна адекватно отражать существенные взаимосвязи между элементами и подсистемами текста. Элементами текста являются факты (материальные объекты) и выводы (идеальные объекты). Фактом принято называть информацию о том, что имело место в действительности (реальная материя) и может быть проверено и подтверждено. Выводы – это умозаключения, мнения, (идеальная материя).

Органические взаимосвязи этих элементов проявляются в единстве идеального и материального: факты должны формировать выводы, а выводы, стало быть, должны быть сопоставимы с фактами. Таким образом, формируются подсистемы текста – некие совокупности фактов, из которых вытекает соответствующий их совокупному содержанию вывод. Иногда из единственного факта вполне убедительно вытекает соответствующий ему вывод. Иногда для подтверждения некоего умозаключения требуется целая совокупность фактов. В любом случае все, что подтверждает, доказывает сформулированный вывод, называется аргументом. Аргументы чаще всего и представляют собой подсистемы текстов – совокупность его элементов. Причем, эта совокупность может включать в себя как факты, так и мнения. Таким образом, каждый вывод должен быть подтвержден совокупностью фактов и мнений.

И, наконец, развитие мыслительного процесса в тексте обеспечивается логической взаимосвязью выводов. Подчеркнем особо: между собой связываются выводы, а не факты

Таким образом, добросовестно выполненные требования, предъявляемые к семантической и синтактической стороне текста, обеспечат массовой информации такое потенциальное качество, которое создаст предпосылки для его успешной реализации при взаимодействии с аудиторией.

Прагматическая сторона текста. С.Н.Корконосенко определяет ряд этих требований, опираясь на причастность массовой информции к социальной.  Это - новизна, достоверность, своевременность, соответствие запросам потребителей. И в целом «она эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему». Применительно к собственно журналистской информации он делает акцент на ее духовно-практической природе. Именно эта природа определяет непременную идейную насыщенность текстов, их актуальность, доступность, документализм, оперативность, краткость, аналитичность и творческую неповторимость. Обобщая, Корконосенко пишет: «Журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий».

Вернемся к трем этапам массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает прагматический аспект. Если текст не находит контакта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько качественно он организован или каких важных проблем касается.

Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования. 1.Текст должен обладать таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом. 2.Следующее требование к тексту - его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен код культуры аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории. 3.Требование релевантности (от англ. relevant – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.

В семантическом плане выделяют четыре структурных компонента или четыре вида информации: дескриптивная (d), прескриптивная (p), валюативная (v) и нормативная (n). D(от лат. descriptio - описание) – описание окружающего мира. Это опора всего текста, и, в принципе, всей журналистики, которая, как известно, опирается на факты. P(от лат. prescriptio - предписание) – информация, содержащая “социальный идеал” журналиста, как, по его мнению, должно обстоять дело. V (от лат. valeo - ценность) –информация, содержащая оценку факта, ситуации или лица. N (от лат. norma - норма) – рекомендации журналиста к действиям в той или иной обстановке, в той или иной ситуации. Следовательно, схематично журналисткий текст как система (S) будет выглядеть следующим образом: S (d, p, v, n). Такое обозначение – своеобразный каркас любого произведения, который облачен в плоть из конкретных фактов, оценок, рекомендаций.

Синтактический аспект – это размещение рассмотренных выше элементов структурных компонентов в конкретном тексте.

Их набор может быть как полным S (d, p, v, n), так и предельно редуцированным. Например, схема хроникальной заметки – S (d). Так же изучение синтактики текста предполагает анализ с точки зрения интенсивности расположения элементов: сбалансированное наличие элементов S (d, p, v, n), акцентированное наличие элементов S (d, d, d, n); и с точки зрения порядка их развертывания, например: S (d, v), S (d, p, v, n), S (p, d, v).

Профессиональное общение журналиста.

Активное общение  профессиональная необходимость.

Деятельность общения = социальная природа (общесвенно политическое значение) + творческое своеобразие.

Формы общения: личная беседа, телефонный разговор, индивидуальное или групповое интервью, краткий опрос, письма.

Неформализованность общения = жесткая последовательность вопросов + импровизационная беседа.

Успех в общении: +подготовленность к разговору

+знакомство с темой

+богатство духовной и интеллектуальной жизни

Функции общения: - узнать что-то новое, установить сотрудничество

Творчество в общении: - знание предмета

- интерес к собеседнику

- твердость позиции + дискуссия

- ориентация на положительные действия

- умение задавать вопросы

- умение завоевать доверие

- использовать прием «Снятие напряжения»

Конфликты в общении:

- продуктивное преодоление противоречий (примечание Насти Ласаевоей: последнее слово какое-то не точное)

- конфликтное общение сотрудничества (общая цель  разные пути)

- конфликтное  общение противодействия

- побуждение собеседника самокритично оценить его позицию.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: