Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Сатирические жанры в журналистике. Фельетон, его виды и формы в СМИ.


Комическое – особая, эмоциональная критика жизни, негативная оценка или порицание, упрек какого-либо явления.

Приемы: Ирония – интеллектуальная категория: противопоставляет логическое и алогическое. Передает диалектику видимого и скрытого, внешнего и сущностного. Не оформлена в отдельный жанр, это литературный прием. Сатира – однозначно отрицательное отношение. Гневная, язвительная. Обязательно наличие отправной точки: идеалы, мировоззрение, нравственность. Предмет – политические события, деятели, конфликты. Юмор – примиряющее отношение к объекту осмеяния. Предмет – общечеловеческие ситуации, люди из народа.В чистом виде выделить сложно. Для различных видов смешно существуют разные виды комического. Пародия – особый вид сатиры, основанный на комическом, преувеличенно-подчеркнутом воспроизведении характерных особенностей формы, кот. раскрывают его комизм. Надо отличать пародию от пародирования (метод). Пародируются конкретные произведения, образы, жанры.

Жанры. Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. (Эзоп, Писарев, Горький и др).

Пародия (Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация. Предмет – действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей. Методы – гипербола, гротеск, литота, ирония. Задача – создать модель явления, имитировать его.

Сатирический комментарий – критика определенных недостатков того или иного явления. Исп. иронию, насмешку, литоту, гиперболизацию. Чаще всего публикуется после нелепых действий или высказываний

Анекдот – короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как основа для самостоятельной истории. Воспитывает чувство юмора. Недопустима пошлость и анекдоты «с бородой».

Шутка – сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Задачи: развлечение читателя, розыгрыш. Часто публикуется 1 апреля.       

Фельетон в современной прессе. История жанра. Жанр художественно-публицистической литературы и журналистики, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность. Рождение относят к 28 января 1800 года, когда в парижскую газету “Журналь де деба” был впервые вложен дополнительный листок, в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии. Под рубрикой фельетона печатались даже романы, давшие начало “роману-фельетону”. Истоки фельетона, пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (Бёрне, Гейне). Формирование жанра в России связано с деятельностью писателей Сенковского, Бестужева, Белинского, Добролюбова и др. Политический фельетон стал одним из ведущих жанров 2-й половины 19 века (Искра, Гудок, Будильник).  Фельетон являлся актуальным жанром советской печати. Среди его представителей –  Горький, Маяковский, Бедныйи др.

Особенности жанра. Ф. жанр художественной публицистики, который отличает комическое начало и злободневность. Ф. призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Ф. с самого начала был актуален и неофициален, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле. Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций.  Для автора ф. х-но - открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.

В ф. реализуются все основные функции речи: информационная (информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая ( фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экпрессивная (автор выражает свое отношение к описываемому); познавательско-просветительская; гедонистическая (развлекательная функция речи).

Одна из составляющих ф. - образ автора. Он может совпадать с образом рассказчика или существенно отличаться от него. Но всегда автор несколько возвышается над изображаемым, видя происходящее значительно шире и глубже, чем даже читатель.

Предмет ф. - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации.

Ф. жанр оценочного характера. Главное в ф. не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.

 В основе повествования лежит комическое противоречие. Положительным героем фельетона всегда остается смех.

2 вида ф.: беллетризованный (конкретно-изобразительный), аналитический (обобщающе-характеризующий) 

С 50-х годов XX века меняется предмет фельетона: только отрицательный факт.

60-е гг. (оттепель) обобщающее значение. Безадресный фельетон. Объединение сатиры и проблемной статьи. Факты м. б. выдуманы, образность в ф., вымысел, эзопов язык, подтекст, ирония. Ирония превращает эссе в ф.

Роль автора в современной публицистике.

В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Рассмотрим на примере литературных произведений и публицистики.

Образ автора в литературном произведении не совпадает с реальной личностью писателя. Он художественный образ. Формы авторства: писатель может выступить как непосредственный участник события, как сторонний наблюдатель, как рассказчик. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все. Автор может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда «находится на границе создаваемого им мира как активный творец его.

Функциональные задачи автора журналистского произведения. Здесь мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Задачи автора журналиста: ж. должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию и постараться проявить свою творческую индивидуальность.

Мировоззренческая позиция автора ж. -  совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам».

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет: 1. Автор - «зеркало» героя 2. автор как лирический герой произведения 3. автор как инстанции анализирующей и оценивающей.

Авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов (мысли, знания, нравственные представления). Эстетическая доминанта мироощущения определяет тип художественного воображения, обусловливает “тяготение” творца в отборе тех или иных впечатлений и воссоздание их в художественных образах. Мировоззренческая установка проявляется в тематических пристрастиях журналиста. (Индивидуальный почерк В. Пескова, выделяется особым лиризмом. Описывая жизнь лесных обитателей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру. Иной образ у Ю. Щекочихина, который долгие годы занимался подростковыми проблемами, а затем исследованием нравов преступного мира. В своих судебных и исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик. Он не просто изучает нравы подростков, но постоянно ставит перед обществом такие актуальные проблемы). На этой основе и возникает публицистический образ автора. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед нами предстает образ размышляющего автора, а в другом – лирического героя.

Функции авторского «я». Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Авторское выражение в газете: 1. автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, 2. поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, 3. выразить свои соображения по поводу поведения героев, 4 выстроить версии и предположения, 5. выразить собственные эмоции, 6. раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д.

Используя такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля повествования.

Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. Размышляя о судьбах своих героев, журналисты постоянно используют различного рода утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным фиксатором событий. Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением.

Автор – читатель: проблемы взаимодействия

Вопрос о том, каким предстает в сознании автора образ читателя, в теории публицистики практически не изучен и ждет своего исследователя. Пока же можно только предположить. Автор соотносится с 2 конструкциями: «образ чувствующего читателя» и «образ думающего читателя». Если в первом образе отражаются эмоционально окрашенные представления об аудитории, то во втором – представления о читателе, способном включиться в мыслительный процесс.

Т.к. журналистское произведение адресуется не какой-то аморфной группе людей, а конкретной читательской аудитории, журналисту необходимо знать ее объективные и субъективные характеристики. К первым мы относим социо-демографические признаки, ко вторым – информационные потребности, интересы и предпочтения. Подобного рода сведения способствуют не только налаживанию контактов с аудиторией, но и выработке более эффективных методов публицистического воздействия.

Коммуникативная деятельность аудитории осуществляется через предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную фазы. Предкоммуникативная фаза начинается с мотива выбора человеком конкретного издания. С момента выбора конкретного издания и текста для ознакомления начинается коммуникативная фаза. На данном этапе человек включается в процесс чтения, который способен «удовлетворить различные потребности: познавательные, эстетические, нравственные и другие. Но удовлетворение их происходит не прямым путем, а на основе переработки знаковой, словесной информации, источником которой являются произведения печати». Исходя из особенностей читательского прочтения текста, журналист не должен создавать невыгодных для читательского восприятия конструкций. Поэтому желательно, чтобы материал был четко структурирован, чтобы все факты в нем были преподнесены в строгой логической взаимосвязи. Кроме того, необходимо, чтобы создаваемый образ был не просто адекватно воспринят, но и понят. Практики обычно советуют: при подготовке произведения следует стремиться к логической стройности и ясности выражения мыслей; информация должна быть по возможности развернутой и исчерпывающей;  из текста надо исключить все двусмысленные выражения и предложения, а ожидаемые возражения и сомнения предупреждены с помощью определенной аргументации; если в тексте используются развернутые описания, то желательно, чтобы они заканчивались обобщающими выводами.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: