Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!


Основные принципы издательского дела: понятия, термины, система (по А. И. Акопову)


Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции. (Книговедение. Энциклопедический словарь. -М., 1982. -С.193)

Наряду с этим широким значением термин употребляется в более узком смысле - собственно “издательское дело”, наряду с “полиграфией” и “”книжной торговлей”. Именно эти три понятия и представляют собой три “кита”, три части, составившие структуру крупнейшего ведомства, которое много лет так и называлось - Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат). В настоящее время аналогичное ведомство, претерпев ряд преобразований, называется, как уже было в истории нашей страны, Государственным комитетом по печати. В вышеупомянутой триаде требует уточнения термин “книжная торговля”, так как в учебном курсе речь будет идти не только о книгах, а об издательской продукции различных видов, среди которых также газеты и журналы. Поэтому его следует заменить на “Распространение”.

Госкомитет по печати Российской Федерации осуществляет общее руководство издательским делом, регистрирует органы печати, выдает лицензии на издательскую деятельность, издает нормативные акты, контролирует соблюдение законов и подзаконных актов, регламентирующих выпуск печатной продукции. Подобные функции на местах выполняют Региональные инспекции, основной заботой которых является соблюдение Закона Российской Федерации о средствах массовой информации редакциями газет, журналов, радио- и телестудиями, издательствами.

Основным учреждением в системе издательского дела является издательство.

Издательство - это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной хозяйственно-финансовой деятельности.

В России функционируют издательства различных направлений и типа организации:

- по выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;

- по отраслевой принадлежности -издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;

- по административно-территориальному признаку - центральные (общероссийские), региональные, областные;

- по видам издаваемой литературы - универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенного профиля -”Медицина”, “Химия” и др. ).

В последние годы проявилась тенденция к значительному росту числа издательств при уменьшении объемов выпускаемой ими продукции. Наибольшее распространение получили малые издательства универсальной тематики. В то же время возникают немало новых мощных издательств, выпускающих большие серии значительных книг и журналов.

Наряду с многолетними специализированными гигантами, такими, как, например, “Прогресс”, “”Наука”, “Художественная литература”, “Высшая школа”, “Искусство”, “Знание”, в течение нескольких лет возникли и утвердили себя на книжном рынке страны и мира - “Терра”, “Аст-пресс”, “Вагриус”, “Дрофа”, “Олма-пресс”, “Глагол”, “Педагогика-пресс”, “Центр-полиграф”, “Гермес” и “Феникс” (г. Ростов-на-Дону) и др.

В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная. Редакторскую возглавляет Главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала. Естественно, число и специализация редакций могут быть различны, в зависимости от характера самого издательства.

Главный редактор - руководитель творческого редакционного процесса, отвечающий за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса вплоть до выхода в свет и распространения издательской продукции.

Редакция - главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции. Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор. Каждый из этих сотрудников имеет должностные обязанности, определяемые типовыми инструкциями и внутрииздательскими положениями. Основная штатная единица издательства - редактор, сотрудник, занимающийся редактированием и ведущий, контролирующий весь процесс движения рукописи вплоть до выхода книги или другой продукции в свет и поступления в систему распространения. Отсюда выражение - ведущий редактор книги.

В редакциях под руководством заведующих редакциями и главного редактора ведется работа по отбору, оценке, рецензированию, планированию, редактированию поступающих рукописей, подготовке их к набору и другим полиграфическим процессам.

Другая важнейшая ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска. Главную по численности группу составляет корректорская, включающая заведующего, двух старших корректоров и 6-8 и больше корректоров. Они занимаются корректорской обработкой рукописей, типографских оттисков, готовых книг, журналов, брошюр (перед печатью тиража и выходом в свет). В группе художественного и технического редактирования по 1-2 художественных и технических редакторов и художник. Последний в штате может отсутствовать, но имеется ряд художников, которые по заказу издательства выполняют разовые работы по той или иной части рукописи (рисунки, иллюстрации, фотографии, обложка, суперобложка, форзац книги и т. п. ). Один или два человека занимаются выпуском и столько же снабжением материалами и сбытом готовой продукции.

Наконец, существует в издательстве еще одна, управленческая ветвь, аппарат учреждения, возглавляемый непосредственно директором. Ему подчиняется бухгалтерия и планово-экономический отдел, а также секретарь и младший редактор по приему рукописей. Аппарат занимается экономическими (коммерческими) расчетами, составлением производственных планов, калькуляций стоимости и себестоимости издательской продукции, начислением заработной платы и других доходов сотрудников, ведением деловой, кадровой и иной документации.

Разумеется, структура издательства может быть иной, численность сотрудников - меньше, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо и связано оно с технологией самого издательского процесса.

Вновь создаваемое издательство проходит регистрацию в местных органах власти и в Государственном комитете по печати, затем получает лицензию на право издательской деятельности, которая выдается сроком на 5 лет. Лицензия имеет шифр, номер и дату вручения, которые проставляются в выходных сведениях издательской продукции.

Кроме того, в Российской книжной палате издательство получает международные стандартные номера в количестве, соответствующем числу изданий, планируемому к выпуску на срок действия лицензии.

После этого, сняв в аренду или приобретя в собственность служебное помещение, издательство оформляет в местной администрации всю юридическую документацию, открывает счет в банке и приступает к деятельности по выпуску печатной продукции.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: